Соединённые Штаты Америки собираются ввести 100%-ые тарифы на импорт товаров из Китая. Об этом уже объявлено, это выглядит неизбежным. Зачем американским властям нужны такие меры, к чему приведёт противостояние двух крупнейших экономик в мире ― обо всём этом рассказал политолог Ералы Нуржума, сообщает SHYNDYK.KZ.
Новые тарифы должны начать действовать с 1 ноября этого года. В США заявлено, что это необходимо для защиты национальных интересов. Это как ответ на экспортные ограничения со стороны Пекина. В первую очередь речь идёт о поставках критически важных материалов и компонентов.
“За этим скрывается и более глубокая логика: усиление давления на Китай в преддверии возможных переговоров лидеров двух стран, а также стремление действующей американской администрации продемонстрировать внутреннему электорату решимость защищать американского производителя. Иными словами, тариф стал одновременно экономическим оружием и политическим сигналом, адресованным как Пекину, так и собственным избирателям”, ― сказал эксперт.
Многие эксперты в экономике уже называют это началом новой торговой войны, сравнимой с событиями 2018 года, когда экономический конфликт между США и Китаем начался во время первого президентства Дональда Трампа.
“Пока речь идёт, скорее, об эскалации, чем о тотальной войне. Вашингтон намеренно повышает ставки, используя тарифы как инструмент давления перед переговорами о торговле, и выйти из него победителем. Но если Пекин ответит зеркально, конфликт может быстро выйти за рамки тарифов охватив инвестиции, финансы и технологические цепочки”, ― объяснил Ералы Нуржума.
По его мнению, следует ожидают очередного ответа с китайской стороны. И ответ будет многоуровневым.
“Пекин может ввести зеркальные пошлины на американские товары, ограничить экспорт редкоземельных металлов, а также активизировать усилия по диверсификации внешней торговли, в первую очередь в сторону Азии, Африки и Евразии. Одновременно Китай, вероятно, подаст жалобы в ВТО и продолжит использовать дипломатические каналы, как делал это и ранее, чтобы заручиться поддержкой развивающихся стран и представить себя стороной, выступающей за открытую и справедливую торговлю. К слову, Китай уже добровольно отказался от льгот развивающихся стран, чтобы укрепить ВТО на фоне тарифных войн”, ― описал своё видение политолог.
Другое дело ― союзники и партнёры двух держав. Как азиатские, так и европейские страны окажутся перед дилеммой ― следовать за Вашингтоном или сохранять экономическую прагматику. Многие компании уже выражают опасения, что новые тарифы ударят по глобальным цепочкам поставок, увеличат себестоимость продукции и создадут риск роста цен. В то же время часть развивающихся стран может выиграть: именно через них китайские производители будут искать обходные маршруты, чтобы минимизировать потери. Это, как полагает Ералы Нуржума, создаст всплеск активности в таких странах, как Вьетнам, Индонезия, Мексика и Малайзия.
“Для Казахстана и Центральной Азии ситуация представляет одновременно риск и шанс. Китай остаётся одним из ключевых торговых партнёров Казахстана, и любое ослабление его экспортных позиций способно повлиять на стоимость импортируемых в страну товаров. Одновременно возможен рост интереса к Среднему коридору, маршруту, соединяющему Китай, Кавказ и Европу через Казахстан. Если часть китайского экспорта будет искать новые пути к европейским рынкам, Казахстан может получить дополнительные транзитные доходы и ускорение инфраструктурного развития.
Однако нельзя игнорировать и обратную сторону медали. Замедление китайской экономики вследствие торговых ограничений способно отразиться на инвестиционных потоках в регион и на темпах реализации совместных проектов. К тому же глобальная неопределённость будет усиливать нестабильность на сырьевых рынках, что затронет экспортные позиции Казахстана по нефти и металлам”, ― рассказал эксперт.
Казахстану будет важно сохранить баланс, добавил он. Республика, конечно, может выступить нейтральным посредником и транзитным хабом, не вовлекаясь напрямую в чужие конфликты.
“Самая рациональная стратегия сейчас ― это активная диверсификация внешнеэкономических связей, развитие локального производства, укрепление инфраструктуры Среднего коридора и гибкая дипломатия, которая позволит оставаться нейтральным игроком, но при этом извлекать выгоды из новых глобальных трансформаций”, ― заявил политолог.
Мировая торговля всё чаще становится инструментом политического давления, отметил Ералы Нуржума. Чем глубже будет обостряться конкуренция между США и Китаем, тем большее значение приобретут нейтральные посредники.
“Казахстан способен стать одной из таких стран, если сумеет своевременно оценить риски, просчитать возможности и действовать с опережением”, ― резюмировал Нуржума.
Читайте по теме: Морская торговая война: США и Китай обменялись портовыми пошлинами









