С 16 октября 2025 года в Казахстане вступили в силу меры, которые можно с полным правом назвать своевременными и ответственными. В условиях растущего инфляционного давления и внешнеэкономической нестабильности правительство демонстрирует не импульсивную реакцию, а зрелую стратегию антикризисного управления.
Когда президент Касым-Жомарт Токаев потребовал предоставить план конкретных мер, он акцентировал внимание правительства на тех направлениях, где реальные изменения нужны уже сейчас. Это и было отражено в итоговом документе по результатам оперативного совещания, которое провёл премьер. Учтено было всё, на что указал глава государства: поддержка малого и среднего бизнеса, улучшение инвестклимата, оздоровление экономической ситуации.
Не паника, а превентивность
Мораторий на рост цен на бензин и заморозка тарифов на коммунальные услуги — это не популизм и не возврат к административной экономике. Это попытка выиграть время, снизить социальную напряжённость и создать буфер для адаптации экономики к новым реалиям. И важно подчеркнуть: это не реакция «задним числом», а управленческая работа на опережение.
Общественные ожидания — снижение давления на кошельки домохозяйств и создание более предсказуемой среды для бизнеса — были услышаны. Ответом стало введение моратория, активизация стабилизационных фондов, поддержка МСБ и доступного автокредитования. Каждая из этих мер может рассматриваться как самостоятельная, но вместе они складываются в цельную, продуманную антикризисную архитектуру.
Президент, к слову, всегда говорит о важности поддержки бизнеса, модернизации законодательства, чтобы бизнес мог быть более инициативным и продуктивным. Особняком стоит вопрос стимулирования тех субъектов предпринимательства, которые занимаются именно производством. Об этом предельно ясно сказано в сентябрьском послании народу Казахстана. Токаев заявил, что надо заниматься не усложнением законов, а их адаптацией к нуждам бизнесменов и усилением персональной ответственности министров и акимов за результат.
Комплексность вместо лоскутных решений
Часто в подобных ситуациях государства прибегают к точечным, изолированным мерам — будто тушат пожар по одной искре. Казахстан выбрал другой путь. Правительственные решения охватывают сразу несколько направлений: от энергетики до финансового сектора, от продовольственной безопасности до транспортной доступности.
Эта системность важна: заморозка тарифов снижает нагрузку на население, контроль над ценами на ГСМ стабилизирует логистику, а поддержка сельхозпроизводителей и малого бизнеса создаёт эффект внутренней подушки безопасности. В совокупности это помогает удерживать инфляцию под контролем, не создавая эффекта «шоковой терапии» ни для бизнеса, ни для граждан.
Другим дальновидным и прагматичным решением стало то, что власть будет поддерживать систему жилищно-строительных сбережений ― объём удешевлённого ипотечного кредитования для населения увеличат в два раза! Это большой, жирный плюс для всех казахстанцев, в особенности для молодых специалистов, только вчера получивших диплом. В конце концов, собственный угол, своя крыша над головой гораздо важнее, чем, к примеру, новенький автомобиль. Каждый гражданин будет с большим оптимизмом смотреть в будущее, осознавая, что ему есть где жить, и не надо платить чужому дяде за арендованную квартиру. И ещё кое-что: это не просто решение жилищного вопроса для всех, а вопрос заботы государства именно о защитниках отечества, и это уже напрямую связано с национальной безопасностью. Жилищная программа для военнослужащих. По прогнозам, ежегодно квартиры только на вторичке смогут приобретать около семи тысяч военнослужащих.
Баланс, а не откат
Можно услышать критику: не станет ли замораживание цен отказом от рыночных принципов? Ответ — категоричное нет. Все озвученные меры являются временными, а стратегический курс остается прежним: это либерализация, конкуренция, открытая экономика. Казахстан не возвращается к «ручному управлению», а лишь корректирует темп реформ, чтобы избежать перегрева системы.
Важно, что реформы не подменяются директивами. Государство продолжает действовать как регулятор, а не как администратор. Эта гибкость — ключевое отличие ответственного подхода от управленческой паники.
Стратегия доверия
За этими мерами — не только экономический расчёт, но и стратегическая задача, которая заключается в том, чтобы сохранить доверие. У граждан — к государству. У бизнеса — к правилам игры. У инвесторов — к макроэкономической стабильности. Потому что в конечном счёте никакие реформы не будут работать, если общество не верит в их справедливость и осмысленность.
Правительство Казахстана сейчас делает ставку на диалог, на реализм и на предсказуемость. Это не просто «затягивание поясов» ради будущего процветания — это попытка смягчить удары здесь и сейчас, не потеряв ориентиры движения.
Не «кризис-менеджмент», а управление будущим
Антикризисные меры — это лишь внешняя часть более глубокого процесса. Настоящее управление кризисом — это не просто удержание цен. Это способность сделать экономику более устойчивой, а общество — более уверенным в завтрашнем дне.
Именно поэтому сегодняшний пакет решений нужно воспринимать не как временную передышку, а как площадку для перехода к следующему этапу реформ ― более глубокому, структурному, но при этом гуманному и управляемому.
Авторская колонка главного редактора Газизы Раимбек









