Ранее США ввели санкции против нефтяных компаний России. Компания «Лукойл», попав под них, объявила о возможной продаже своих международных активов, передаёт SHYNDYK.KZ.
По информации вице-министра энергетики РК Санжара Жаркешова, вопрос выкупа долей «Лукойла» правительством пока не обсуждался. Министр энергетики Ерлан Аккенженов сообщил, что до конца текущей недели Минэнерго проведёт анализ возможного влияния санкций на экономику Казахстана.
«Это коммерческие отношения между компаниями. У “Лукойла” в проектах партнёром выступает “КазМунайГаз” – как в “Тенгизшевройл”, так и в других совместных проектах. Поэтому уместно адресовать этот вопрос “КазМунайГазу”. От правительства подобных инициатив я пока не слышал», – отметил Аккенженов.
Председатель правления фонда «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов прокомментировал вероятность выкупа «КазМунайГазом» своей доли в совместных с российским «Лукойлом» нефтяных проектах. По его словам, сейчас ведётся большая работа по поиску решений.
«На данном этапе я не могу давать какие-либо комментарии из-за чувствительности данного вопроса. «Лукойл» работает в Казахстане более 30 лет, являясь акционером в Тенгизе, Карачаганке, Каламкас Хазаре и так далее. Вопрос очень сложный и комплексный, для Казахстана «Лукойл» был и является надёжным партнером. С другой стороны, мы – честный корпоративный гражданин, который работает в соответствии с законодательством и в соответствии с теми санкционными мерами, которые были наложены. Поэтому в ближайшее время мы выработаем решения – каким образом нам дальше продолжать работу по данному направлению, с учётом наложенных санкционных ограничений», – заверил Жакупов.
Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов сообщил корреспонденту SHYNDYK.KZ, что на сегодня «Лукойл» в Казахстане владеет долями в нескольких ключевых нефтегазовых проектах и объектах. Так, в проекте Каламкас-море, Хазар и Ауэзов в Каспийском море «Лукойл» купил 50%-ую долю, сделка оценивается примерно в 200 млн долларов. В проекте «Аль-Фараби» «Лукойл» владеет 49,9%. В действующих проектах по добыче на суше компания владеет такими долями: 5% в проекте Тенгиз и 13,5% в проекте Карачаганак. «Лукойл» – также партнёр в Каспийском трубопроводном консорциуме, который обеспечивает экспорт казахстанской нефти.
«”Лукойл” не заявлял о продаже своих активов в Казахстане. “Лукойл” построил завод (блендинг) по производству моторных масел в Алматинской области. Предприятие было открыто в сентябре 2019 года, и его мощность составляет до 100 000 тонн продукции в год. Несколько АЗС работают в Алматы по франшизе «Лукойл». Компания совместно с «КазМунайГазом» планируют реализацию морского проекта Каламкас-Хазар с доведением нефтедобычи до 4 млн тонн в год.
Касательно инвестиций – по проекту Каламкас-Хазар до конца года должно было принято решение об утверждения решения по инвестированию более 6 млрд долларов в проект. В целом уход «Лукойла» никак не скажется на снижении/увеличении текущей нефтедобычи. Его роль в нефтегазовом секторе Казахстана незначительная. По Каламкас-Хазар проще будет: 1% долевого участия передать КМГ, чтобы избежать санкций», – рассуждает нефтегазовый эксперт Нурлан Жумагулов.









