Казахстан переживает период масштабных экономических преобразований. Повышение тарифов, налогово-бюджетная реформа, рост НДС, инфляция и увеличение базовой ставки — всё это вызывает тревогу у населения и бизнеса. В интервью для Tengrinews советник премьер-министра Алишер Кожасбаев отметил, что предпринимаемые меры неизбежны и продиктованы объективной необходимостью для укрепления финансовой стабильности и устойчивого развития страны, сообщает SHYNDYK.KZ.
Эпоха нефтяной ренты уходит
По словам Кожасбаева, страна вступает в новый этап, когда больше нельзя полагаться на прежние источники дохода — нефтяную ренту, которая долгие годы обеспечивала стабильность бюджета.
«Счастливая, сильная экономика строится только счастливыми людьми — с верой в страну, с желанием оставить будущему поколению более мощную экономику. Сейчас — время решений. Смелых, непростых, но необходимых», — отметил он.
Советник привёл пример нефтяной отрасли. Национальная компания «КазМунайГаз» через свои добывающие дочерние структуры — «Озенмунайгаз» и «Эмбамунайгаз» — поставляет на внутренние НПЗ нефть по цене в 12–30 долларов за баррель, хотя на мировом рынке она стоит от 60 до 100.
Такое ценовое сдерживание позволяет удерживать низкую стоимость бензина для потребителей, но делает добычу убыточной, снижая прибыль флагманов национальной экономики.
«Дешёвый бензин поддерживает экономику, но ослабляет компании, которые фактически кормят страну. Ведь именно из их налогов и дивидендов строятся дороги, школы и больницы», — подчеркнул Кожасбаев.
По его словам, эти проблемы нужно было решать ещё 10 лет назад. Однако откладывание реформ привело к тому, что теперь их приходится проводить одновременно и быстро.
Большая страна — большие расходы
Ещё один системный вызов — география Казахстана. Страна — девятая в мире по площади, но всего 180-я по плотности населения. При этом советская градостроительная модель, предполагающая создание множества разбросанных посёлков и малых городов, сегодня оборачивается колоссальными затратами на их содержание.
«У нас тысячи населённых пунктов, которые требуют инфраструктуры, дорог, тепла, воды, школ. Кто платит за этот “праздник жизни”? По сути, около 1,5 тысячи компаний. Из 2,4 миллиона субъектов бизнеса именно они обеспечивают основную часть бюджета», — говорит советник.
Это делает страну уязвимой: чем меньше база налогоплательщиков, тем выше нагрузка на бизнес и домохозяйства.
Производительность труда: цифры, которые не радуют
Кожасбаев признаёт, что Казахстан всё ещё зависит от добывающего сектора. Производительность труда в экономике составляет около 15 долларов в час, тогда как в нефтяном секторе — 382 доллара.
Без учёта нефтяной отрасли этот показатель падает до 6-8 долларов в час. Для сравнения: в Южной Корее — около 40, в ЕС — около 50.
«Содержать такую большую страну в достатке — значит зарабатывать очень много. Но мы производим слишком мало ВВП на человека», — говорит он.
Это одна из причин, почему замещение нефтяных доходов другими источниками даётся так тяжело: обрабатывающая промышленность и малый бизнес пока не способны генерировать сопоставимую прибыль.
Главный приоритет — переработка и индустриализация
Советник премьера отмечает, что Казахстан должен сосредоточиться на развитии продуктов «второго и третьего передела» — переработке сырья в полуфабрикаты, которые можно экспортировать.
«Готовую продукцию на мировые рынки продать трудно: страны, владеющие технологиями, не делятся ими. Поэтому нужно развивать переработку — это реальный путь к диверсификации», — поясняет он.
За последние десять лет объём обрабатывающей промышленности в Казахстане вырос почти на 50%. Правительство делает ставку на расширение экспорта в южном направлении — Узбекистан, Кыргызстан, Афганистан, Иран, Пакистан и Индию.
«Мы видим огромный потенциал в южных рынках — это сотни миллионов потребителей, которым нужны массовые, доступные товары», — отметил Кожасбаев.
Однако главный барьер — технологии. Высокотехнологичные страны неохотно делятся ими даже при инвестициях.
Поэтому Казахстану приходится искать стратегические партнёрства и создавать собственные компетенции.
Почему реформы происходят одновременно
Повышение тарифов, рост НДС, налоговая реформа — всё это, по словам Кожасбаева, нельзя откладывать.
«Всё делается максимально плавно — настолько, насколько это возможно. Если процесс растянуть, начнёт сыпаться система. Подорвёт ТЭЦ, закончится бензин, дороги будет не из чего строить», — объясняет он.
Советник добавляет, что правительство стремится сгладить последствия для населения: при резком росте цен принимаются компенсирующие меры, замедляется реализация отдельных пунктов реформ.
Это не кризис, а взросление экономики
Экономист убеждён, что у Казахстана есть прочный фундамент: сильный нефтегазовый сектор, растущая обрабатывающая промышленность, выгодное географическое положение и демографический потенциал. Однако переход к новой модели экономики потребует времени, дисциплины и терпения.









