Соловьёв теперь другой. Почему? Времена меняются? Да. Разумеется, другим стал не просто сам Соловьёв. И на это повлияла череда событий. По мнению казахстанского политолога Ералы Нуржумы, после визита Касым-Жомарта Токаева в США, а затем в Россию, российская пропагандистская машина резко изменила тон. Владимир Соловьёв, бессменный ведущий на телеканале “Россия”, который ещё недавно позволял себе агрессивные выпады в адрес Казахстана, внезапно начал говорить о Касым-Жомарте Токаеве с уважением. Подчёркивает, что наш президент действует в интересах своей страны, что к Казахстану нужно относиться как к равному партнёру, а не «младшему брату». Для казахстанского общества эта смена риторики прозвучала почти как диссонанс, но, если смотреть трезво, объяснение вполне рациональное, сообщает SHYNDYK.KZ.
“Во-первых, такие трансформации в российских медиа редко происходят стихийно. Соловьёв – это не частное лицо, а инструмент политической коммуникации. Когда он меняет тон, это сигнал, что изменилась или как минимум корректируется линия Кремля. После встречи Токаева и Путина Москве очевидно нужно продемонстрировать уважение к Казахстану, особенно на фоне того, что Астана уверенно показывает самостоятельность, активно работает с США, получает отдельное внимание в Белом доме и продолжает придерживаться многовекторности”, ― рассказал Ералы Нуржума.
Он отметил, что для России сейчас важно не потерять влияние в регионе. При этом явно учитывается то, что Центральная Азия становится пространством конкуренции между США, Китаем и самой РФ.
“Во-вторых, Кремль, вероятно, оценил несколько политических шагов Казахстана, от продвижения закона о запрете ЛГБТ-пропаганды, совпадающего с российской идеологической линией, до прагматичной готовности сотрудничать по газификации, транзиту и ряду совместных проектов. Астана не отдаляется, не вступает в конфронтацию и продолжает говорить на языке интересов, а не идеологии. Такая позиция делает Казахстан неудобной целью для медийных атак, они становятся контрпродуктивными”, ― объяснил политолог.
Наш собеседник добавил, что в сейчас “намного выгоднее показать, что Москва уважает выбор Астаны, а значит, отношения стабильны”.
“В-третьих, российская аудитория сама начала уставать от образа «неблагодарных соседей», который Соловьёв и другие пропагандисты активно раздували. Постепенно стало очевидно, что нападки не работают, они только подталкивали Казахстан к большей самостоятельности и усиливали антироссийские настроения. Теперь в эфире, наоборот ― звучит установка «уважать суверенитет» и даже «учиться у Казахстана прагматичности». Это перестройка в подаче произошла не потому, что Соловьёв внезапно полюбил нас, а потому что так сейчас выгоднее России. Приказы, что вещать в государственных и подконтрольных российских СМИ и блогосфере, идут напрямую из администрации Путина”, ― заявил эксперт.
В казахстанском обществе такая смена риторики вызвала лёгкую иронию, отметил Нуржума. В то же время люди понимают, что северный сосед понимает ― Казахстан действует последовательно, и сильные игроки вынуждены это признавать. В мире это прочтут как знак того, что Россия пытается сохранить Казахстан в зоне сотрудничества, а не конфликта, что логично в условиях её ограниченных возможностей из-за санкций.
“Что стоит ожидать дальше, скорее всего, некоторое время будет более мягкий тон, больше акцентов на «равноправии», попытки продвигать совместные проекты без давления. Но рассчитывать, что российские интересы ослабнут, наивно. Москва будет пытаться усилить своё присутствие в логистике, газовых проектах, промышленной кооперации, просто в более деликатной упаковке”, ― сказал Ералы Нуржума.
Власти Казахстана, отметил эксперт, смогли добиться уважения на международной арене, как минимум, в трёх вещах, которые Токаев показал на деле, а именно:
- Казахстан независим в политических решениях. И США, и Россия вынуждены это учитывать.
- Многовекторность Казахстана ― это не лозунг, а рабочий инструмент, который приносит реальную пользу стране.
- Никакое давление не ломает Астану, зато уважительный тон открывает дверь к диалогу.
“Резюмирую, политическая выгода и демонстрация силы Токаева на международной арене реально меняет риторику пропаганды. И это не комплимент Соловьёву, это подтверждение даже к сверхдержавам, что выгодное сотрудничество с Казахстаном начинается там, где заканчиваются иллюзии о “младших партнёрах”, ― подытожил Ералы Нуржума.
Читайте по теме: Наконец-то дошло: казахстанцы обсуждают высказывания Соловьёва о Токаеве









