Четверг, 6 ноября, 2025
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира
TELEGRAM КАНАЛ SHYNDYK.KZ
  • Главная
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
    • Спорт
    • Промышленность
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
No Result
View All Result
  • Главная
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
    • Спорт
    • Промышленность
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
No Result
View All Result
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира
No Result
View All Result

«Air Astana сама себя загнала в ловушку» – эксперт Абул Кекилбаев об уходе Фостера

Эпоха Фостера на взлёте и посадке.

Хакназар Олжабаев Хакназар Олжабаев
23.10.2025
Новости, Общество, Финансы и бизнес
0
«Air Astana сама себя загнала в ловушку» – эксперт Абул Кекилбаев об уходе Фостера

Питер Фостер объявил об уходе за полгода вперёд. На первый взгляд для компании это плановая смена лидера с минимальным шоком. Но так ли это на самом деле? Корреспондент SHYNDYK.KZ побеседовала с независимым авиационным экспертом Абулом Кекилбаевым о возможных последствиях смены главы Air Astana и вывела прогнозы будущего авиакомпании без «архитектора роста».

Сегодня Air Astana – крупнейший перевозчик Центральной Азии: за 25 лет расширились маршруты, флот и операционная прибыль, и компания получила международное признание в отрасли. К 2025 году Air Astana владеет более 50 самолётами, летающими по 80 маршрутам. Страна буквально «с нуля» построила свою национальную авиакомпанию, и сделала это не в стиле «госгиганта», а ближе к британской бизнес-школе. Но есть и обратная сторона медали.

Если работает – не трогай

Преемником Фостера объявлен гражданин Турции Ибрахим Жанлыел. С 2003 года он работает руководителем коммерческих направлений Air Astana, с 2017 года является её финансовым директором. Жанлыел уже третий срок является членом совета директоров Европейской бизнес-ассоциации Казахстана.

«Изначально, когда создавалась компания, было обязательство, что через несколько лет управление передадут местному специалисту. Как показала история, первоначальная договорённость уже была нарушена. Я не могу давать оценку, может, тогда не было подходящего специалиста. Но прошло 20 лет и меняют опять на иностранца. Air Astana – это маленькая модель государства, тут также должны были провести Succession Planning (планирование преемственности), но, к сожалению, мы видим, что местных специалистов на замену Фостеру так и не подготовили. Около 30 вице-президентов было в Air Astana, но все остались в тени одной фигуры», – напоминает Абул Кекилбаев.

Когда создавалось совместное предприятие Казахстана и британской BAE Systems, в меморандуме о сотрудничестве действительно прописывалась такая установка. Это не было формально жёстким обязательством, но принципом, заложенным в концепцию проекта. BAE Systems – консультант и инвестор с управленческими технологиями, а не стратегический собственник компании. Их миссия заключалась в передаче опыта и обеспечении устойчивого старта. Но в начале 2000-х в Казахстане действительно не было специалистов с опытом корпоративного управления авиакомпанией международного уровня. Остаётся ли положение таковым сейчас?

Что предстоит урегулировать Жанлыелу?

«Есть две более вероятные причины: Фостер сам ушёл, потому что он видит, что у авиакомпании очень тяжёлое будущее, или компания решила дать другому специалисту возможность выровнять её состояние. Я, в частности, говорю о самолётах, которые стоят на земле: каждые полгода слышим, что Air Astana покупает новый, а он благополучно ждёт своего часа годами на стоянке. Совершенно новые самолёты превратились в «доноров» для действующих судов.

Если около 20% самолётов стоит на земле, это ограничивает авиакомпанию и её будущее развитие. Проблема нехватки самолётов есть уже сейчас, это показывает неготовность к форс-мажорным ситуациям», – отмечает эксперт.

В качестве примера спикер привёл срыв рейса FlyArystan по маршруту Астана – Алматы. За ночь, с 00:45 до 08:00, время переносили четыре раза, причины менялись от «производственной необходимости» до «позднего прибытия борта».

«А теперь самое интересное из моих наблюдений. Перед ангаром Air Astana стоят пять A320 FlyArystan, ещё один – на стоянке КАИ, в Алматы – ещё пять с закрытыми двигателями. Некоторые из них не поднимались в воздух больше года: EI-KBR (Neo прибыл в декабре 2022 года) стоит с августа 2024-го, EI-KBW (Neo прибыл в ноябре 2023 года) – с ноября 2024-го», – написал Абул Кекилбаев на своей странице в Facebook 29 сентября.

Эксперт также отметил системные проблемы компании.

Читайте по теме: Где облажался Фостер? Анализ всех промахов и скандальных дел уходящего лидера

Теги: Air AstanaFlyArystanshyndykавиакомпанияавиацияАлматыАстанааэропортКазахстанпассажирыПитер Фостерсамолет
ShareTweetShareSendShare

Читайте также

В Атырау спасли мужчину, которого уносило течением (ВИДЕО)
Новости

В Атырау спасли мужчину, которого уносило течением (ВИДЕО)

06.11.2025
Путин поручил начать подготовку к возможным полномасштабным ядерным испытаниям
Новости

Путин поручил начать подготовку к возможным полномасштабным ядерным испытаниям

05.11.2025
Токаев выразил соболезнования президенту Филиппин
Новости

Токаев выразил соболезнования президенту Филиппин

05.11.2025

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Атырау спасли мужчину, которого уносило течением (ВИДЕО)

В Атырау спасли мужчину, которого уносило течением (ВИДЕО)

06.11.2025
Путин поручил начать подготовку к возможным полномасштабным ядерным испытаниям

Путин поручил начать подготовку к возможным полномасштабным ядерным испытаниям

05.11.2025
Токаев выразил соболезнования президенту Филиппин

Токаев выразил соболезнования президенту Филиппин

05.11.2025
Казахстанские вузы вошли в число лучших университетов Азии, обойдя Узбекистан и Кыргызстан

Казахстанские вузы вошли в число лучших университетов Азии, обойдя Узбекистан и Кыргызстан

05.11.2025
Депутат мажилиса Абзал Куспан предложил узаконить институт «токал» (ВИДЕО)

Депутат мажилиса Абзал Куспан предложил узаконить институт «токал» (ВИДЕО)

05.11.2025
Новой кредитной амнистии в Казахстане не будет

Новой кредитной амнистии в Казахстане не будет

05.11.2025
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ95VPY00116174 выдано 02.04.2025.

  • О проекте
  • Партнерство
  • Медиа-кит
  • Контакты
  • Предложить новости

Подпишитесь на нас

  • telegram
  • instagram
  • tiktok
  • facebook
  • youtube
Яндекс.Метрика

© 2025. Shyndyk.kz. Все права защищены
При использовании материалов Shyndyk.kz гиперссылка на веб-сайт обязательна

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

No Result
View All Result
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
  • Редакция
    • О проекте
    • Контакты
    • Предложить новости
  • Сотрудничество
    • Партнерство
    • Медиа-кит

© 2025. Shyndyk.kz. Все права защищены