В январе объёмы прокачки казахстанской нефти на экспорт через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) могут составить всего 800-900 тыс. баррелей в сутки. Об этом пишет издание Bloomberg. Оно указывает на падение в 45%: из первоначального плана в 45 партий отменили, как минимум, 21 отправление, сообщает SHYNDYK.KZ.
Обрушение объёмов поставок связано с плохими погодными условиями, атаками беспилотников и ремонтов выносных устройств (ВПУ). В штатном режиме на КТК необходима стабильная работа двух устройств, но даже одно действующее функционирует с перебоями. Всего в этой системе присутствуют три ВПУ, причём третье было обустроено как резервное.
Возникшие проблемы могут отразиться на объёмах добычи нефти в Казахстане. Дело в том, что КТК ― это основной экспортный маршрут для нефти из нашей страны.
Известный казахстанский политолог Замир Каражанов говорит, что ситуация для среднесрочной перспективы действительно критическая, особенно если поставки нефти через КТК будут восстановлены лишь частично или с задержкой.
“На долю нефтегазового сектора приходится 30-40% доходов бюджета. Именно этот объём поступлений бюджет недосчитается в случае длительного простоя КТК. Казахстан пока может справляться за счёт трансфертов из Нацфонда, роста ненефтяных налогов и других мер. Но если проблемы с КТК затянутся, то в долгосрочной перспективе последствия будут ощущаться сильнее.
Также следует учитывать, что на нефтегазовый сектор приходится 70-75% экспорта страны, и, как следствие, он напрямую влияет на платёжный баланс и внешнюю торговлю. Падение цен на нефть или сокращение экспортных объёмов, как правило, приводит к росту дефицита во внешней торговле. Сокращение нефтяного экспорта обещает увеличить дефицит счёта текущих операций, что окажет давление на тенге и должно привести к ослаблению курса. Также снижение в долгосрочной перспективе экспорта нефти способно сказаться на росте внешнего долга страны”, – объяснил эксперт.
У Казахстана, помимо Каспийского трубопроводного консорциума, имеются другие пути для поставок нефти на глобальные рынки. Но способны ли они удовлетворить потребности, которые покрывает КТК (свыше 70 млн тонн в год, с максимальным потенциалом до 85 млн)?
“Есть маршрут через Самару (РФ – прим. ред.) по трубопроводу «Атырау – Самара», с подключением к трубопроводу «Дружба». Но он работает в компенсационном режиме. Через него прокачивают порядка 8-9 млн тонн нефти в год. Есть трубопровод в направлении Китая – «Атасу – Алашанькоу», по которому за год прокачивается порядка 10-11 млн тонн нефти, что несоизмеримо с объёмами КТК. Есть возможность экспортировать через Азербайджан, но проблема в его пропускной способности: в 2024 году мы планировали по нему отправить 1,5 млн тонн нефти, но, насколько знаю, получилось 1,4 млн тонн. Это примерно составляет суточные объёмы добычи нефти на месторождениях Казахстана. Экспортировать Казахстан может (нефть – прим. ред.) по другим маршрутам, но объёмы экспорта будут ниже, чем по маршруту КТК”, – резюмировал Замир Каражанов.
Читайте по теме: Тенге, доллар, нефть, криптовалюта: что ждет экономику в ближайшие три месяца









