Казахстанскую авиакомпанию Air Astana ждет новая эпоха: 20 лет компания работала под руководством Питера Фостера, который недавно объявил об уходе в марте 2026 года. Кто такой Фостер на самом деле и что скрывается за безупречной репутацией человека, поднявшего авиалинию Казахстана со «стартапа» до ведущей авиакомпании страны, расскажем в репортаже SHYNDYK.KZ.
Сколько он зарабатывал?
В 2015 году Питер Фостер получил орден Британской империи – за вклад в развитие британской авиации в Казахстане. Спустя девять лет он вновь оказался в центре внимания: в 2024-м ему вручили Airline Business Award – награду, которую в отрасли называют «авиационным Оскаром».
Пост Фостера был не только престижным, но и прибыльным. В 2024 году Фостер получил 404,7 млн тенге в качестве годового вознаграждения. Эта сумма включает в себя базовую зарплату, премии и другие выплаты, составляя полное годовое вознаграждение. Компания впервые раскрыла эту информацию после листинга на Лондонской фондовой бирже.
Напомним, Air Astana в феврале 2024 года вышла на Лондонскую фондовую биржу, став первой казахстанской авиакомпанией с международным IPO. Общий объём размещения составил около 350-370 млн долларов, цена акции – 2,38 доллара. На октябрь 2025 года акции торгуются по 6,30 фунта стерлингов, рыночная капитализация – 526 млн фунтов стерлингов.
Жалобы на авиакомпанию
Air Astana в последнее время всё чаще оказывается в центре жалоб и проверок. Пассажиры жалуются на задержки, отмены рейсов, замены самолётов на модели FlyArystan (дочерний лоукостер) без предупреждения, а также на проблемы с обслуживанием и правами пассажиров. Были и случаи, когда их просто бросают в аэропортах без объяснений.
Так, суд обязал Air Astana выплатить 5 млн тенге девочке, которую не пустили на рейс из-за ошибки при регистрации – её сестра улетела, а она осталась одна в аэропорту.
По данным представителей авиакомпании, пунктуальность составляла около 77% в последние месяцы. Перевозчика уже штрафовали за многочасовые задержки: например, рейс FlyArystan между Алматы и Шымкентом опоздал на 15 часов. По итогам проверок за 2022-2024 годы на компанию и её дочерние структуры наложили штрафов почти на 20 млн тенге. После серии жалоб на ухудшение сервиса и нарушения прав пассажиров Комитет гражданской авиации возобновил проверку.
Авиакомпания не отрицает проблемы, но объясняет их «высокой загрузкой и внешними факторами». Между тем для пассажиров всё выглядит проще: билеты дорожают, задержки учащаются, а сервис становится всё менее «премиальным».
Финансовые махинации
По данным аудита Ernst & Young, осенью 2024 года неизвестные вносили изменения в систему бронирования авиабилетов, из-за чего компания понесла убытки свыше 1 054 740 000 тенге. После получения отчёта руководство Air Astana подало заявление в полицию – расследование идёт по статье о хищении в особо крупном размере. Источники не исключают, что под подозрение могут попасть топ-менеджеры национального перевозчика.
В декабре 2024 года Фостер подтвердил еще один факт хищения средств в дочке FlyArystan путём «манипулирования тарифами» на билеты. Расследование проводила аудиторская компания BIG4 (входит в четверку крупнейших аудиторов).
Бизнесмен Бахт Ниязов рассказал о коррупции в Air Astana. В Ташкенте его с детьми не пустили на рейс из-за отсутствия ПЦР, но сотрудник стойки регистрации предложил решить вопрос за деньги. Ниязов отказался и сделал экспресс-тест в соседней клинике бесплатно, назвав ситуацию «полным позором».
Причастность Фостера во всех этих случаях не доказана, однако «косяк» всегда засчитывается капитану корабля.
Как жена Фостера «подливала в масло огонь»
Скандал вокруг Питера Фостера и его семьи вспыхнул после того, как в сети появилось видео с 40-летия его жены Татьяны. На кадрах – роскошные подарки, включая кольцо Graff, стоимость которого, предположительно, составляет 235 млн тенге. Стоит заметить, что цена украшения почти равна годовой зарплате главы Air Astana, что подтолкнуло казахстанцев иронизировать, что «часть стоимости авиабилетов уходит на семейные радости». На фоне жалоб пассажиров на задержки и дорогие билеты история прозвучала особенно вызывающе.
Супруга Фостера также прокомментировала высокие цены на авиабилеты Air Astana. В своём Instagram она объяснила, что авиакомпания не получает субсидий и полностью финансируется за счёт собственных доходов, которые направляются на развитие и безопасность. Она подчеркнула, что каждый тенге необходимо заработать самостоятельно, и привела примеры расходов – таких, как стоимость самолётов, топливо, обучение персонала и налоги.
Итак, Питер Фостер уходит. И оставляет авиакомпании не только сильную стратегию, но и репутационные шрамы. Останется ли Air Astana «премиальной» авиакомпанией или этих шрамов станет еще больше, покажет время. А пока пассажиры и наблюдатели ждут новых перемен.









