В материале издания говорится, что в 2024 году объем транзитных грузоперевозок вырос на 7,1%, а к 2030 году, по прогнозам, он увеличится почти втрое. Благодаря масштабным инвестициям в железнодорожную, автомобильную, портовую и воздушную инфраструктуру страна занимает центральное место в таких стратегических торговых маршрутах, как Средний коридор и направление «Север — Юг».
Поддерживаемый устойчивым экономическим ростом и укреплением международных партнерств, Казахстан формирует будущее региональной и глобальной логистики.
Рост за счет увеличения транзитных потоков
Экономика Казахстана в начале 2025 года выросла на 6% — это самый высокий показатель за последние 12 лет. Основными драйверами стали промышленность, строительство, торговля и транспорт. Правительство делает ставку на международную торговлю и логистику как основу долгосрочного роста.
В 2024 году транзит грузов через Казахстан достиг 34,6 млн тонн — 27,5 млн тонн по железной дороге и 7,1 млн — по автодорогам. К 2030 году этот объем может вырасти до 100 млн тонн. Существенную роль играет соглашение с Китаем, согласно которому количество контейнерных блок-поездов увеличится с 600 до 3000 в год к 2029 году.
Казахстан участвует в 13 международных транспортных коридорах, связывающих Китай, Европу, Россию, Каспийский регион, Персидский залив и Южную Азию. Среди них — ТРАСЕКА, коридор «Север — Юг» и активно развивающийся Средний коридор (Транскаспийский маршрут), который становится важной альтернативой для торговли между Азией и Европой.
Инфраструктурная трансформация
В 2025 году Казахстан модернизирует 13 000 км автодорог и 6100 км железнодорожных путей. Ведется строительство или обновление шести аэропортов и реализуются два крупных морских проекта.
В железнодорожной отрасли стартовали пять масштабных проектов на сумму 2,3 трлн тенге, направленных на укрепление связей с Китаем и странами Центральной Азии. До 2029 года планируется модернизировать 11 000 км железных дорог, что сократит транзитное расстояние от ключевых точек (Хоргос, Алматы, Астана) до порта Актау и обеспечит новые северные и центральные маршруты, дополняющие коридор «Западная Европа — Западный Китай».
В дорожном строительстве идет модернизация 9000 км трасс, из которых 1083 км — в активной фазе реконструкции. Из них 847 км планируется завершить до конца года. Один из ключевых проектов — трасса «Центр — Запад», которая сократит расстояние между Астаной и Актау на 889 км.
Гражданская авиация также набирает обороты. Строятся три новых аэропорта, модернизируются существующие хабы. По данным на 2024 год, шесть внутренних авиакомпаний совершают 669 рейсов в неделю по 57 направлениям. Казахстан связан прямыми международными рейсами с 31 страной, по 119 маршрутам. В 2025 году планируется запуск новых рейсов в Рим, Мюнхен, Будапешт, Шанхай, Гуанчжоу и Пусан, а в 2026 году — прямые рейсы в США.
К 2029 году Казахстан планирует обслуживать 65 млн авиапассажиров и обрабатывать до 500 тыс. тонн грузов в год. Запущена новая частная грузовая авиакомпания с парком из трех самолетов.
Развитие морской логистики
В порту Актау скоро начнутся дноуглубительные работы. Казахстан намерен расширить торговый флот, закупив 17 судов, включая четыре парома. Завершено строительство зернового терминала в Курык (мощностью 1 млн тонн), начата реализация проекта многофункционального терминала «Саржа» с пропускной способностью до 11 млн тонн в год.
В июне 2025 года в Актау запущен контейнерный хаб, увеличивший пропускную способность порта до 240 тыс. TEU. Новый терминал также открыт в грузинском порту Поти. Казахстан расширяет логистическую инфраструктуру за рубежом — терминалы создаются в китайских городах Сиань и Ляньюньган, подмосковном Селетино, Ташкенте, азербайджанском Аляте и в Венгрии.
Совместные инвестиционные проекты
Казахстан развивает трансграничные партнерства на платформе МФЦА. Среди запущенных совместных предприятий — Middle Corridor Multimodal Ltd. (Казахстан, Азербайджан, Грузия), Caspian Integrated Maritime Solutions (Казахстан, ОАЭ), KPMC Ltd. (Казахстан, Сингапур), SK-AIH Investment Fund Ltd. (Казахстан, Азербайджан).
Эти проекты направлены на развитие мультимодальной логистики, привлечение инвестиций и укрепление связей вдоль Среднего коридора.
Лидер региона — с глобальными амбициями
Ожидается, что эти инвестиции ускорят товаропотоки и укрепят позиции Казахстана как регионального логистического хаба. Центральная Азия с ВВП более 400 млрд долларов и населением свыше 80 млн человек становится значимым экономическим блоком, а Казахстан — её инфраструктурным ядром.
После глобальной перебалансировки цепочек поставок в 2022 году Казахстан прошел впечатляющий путь и теперь занимает стратегическое положение на перекрестке Азии и Европы. Страна ставит цель — стать ведущим транспортным узлом Евразии, объединяя сухопутные, морские и воздушные маршруты в единую логистическую сеть будущего.