В число осужденных, которые подлежат амнистии, вошли не только лица, совершившие проступки и преступления небольшой тяжести, но социально уязвимые категории казахстанцев, совершившие преступления средней тяжести вне зависимости от наличия ущерба или имеющие гражданский иск.
Отметим, что будут освобождаться и несовершеннолетние. Депутат Мажилиса Юлия Кучинская подняла вопрос о том, как будет происходит процесс освобождения подростков, чтобы не допустить в дальнейшем случаев рецидива преступности и снизить уровень криминогенности в стране.
«Безусловно, амнистия – это акт гуманизма. В целом население поддерживает данный законопроект и инициативу. Однако мы не можем упускать из вида опасения общества относительно того, как расширение категории лиц, подпадающих под амнистию, скажется на уровне преступности в стране. Согласно мировой статистике, процент рецидива очень сильно варьируется в зависимости от страны и очень сильно зависит от мер ресоциализации освобожденных», – отметила депутат.
Представители МВД и Генпрокуратуры заверили, что под амнистию подпадают в первую очередь лица, которые отличились хорошими характеристиками во время пребывания в местах лишения свободы и на лиц, которые не совершили особо тяжкие преступления и рецидивистов.
Заместитель генпрокурора Асет Чиндалиев отметил, что за весь период независимости страны и общее количество проведенных амнистий, всплеска уровня преступности в стране не наблюдалось.
«У нас по стране зафиксировано двукратное сокращение количества преступлений. Несмотря на то, что за все время независимости было проведено три амнистии. Ежегодно у нас освобождаются около 1000 человек по УДО из мест лишения свободы. Возврат в места лишения свободы ранее амнистированных составляет всего 5 процентов», – добавил Асет Чиндалиев.
По его словам, совместно с министерством труда и социальной защиты и министерством внутренних дел РК, все лица, подпадающие под амнистию, после освобождения будут поставлены на учет. Их данные автоматически попадут в единую базу данных для дальнейшего трудоустройства и ресоциализации.
«До конца года мы поставим этот процесс на «рельсы». И те проблемы, которые имеются с ресоциализацией амнистрированных, постараемся решить в короткое время», – резюмировал он.