Какие изменения ждут казахстанцев?
Индивидуальный подоходный налог и оптимизация вычета
Дифференцированные ставки ИПН делают налоговую систему более справедливой – кто зарабатывает меньше, тот платит меньше налогов. Такая модель стимулирует рост доходов малообеспеченных граждан и снижает социальное неравенство. Эта мера отвечает передовой международной практике.
Если говорить конкретно, то для большинства граждан ставка ИПН не изменится и останется на текущем уровне 10%. В то же время, для граждан, чей ежемесячный доход приближается или превышает 3 млн тенге, ставка будет повышена и составит 15%.
Вместо сложных и многочисленных вычетов вводится единый базовый вычет в 30 МРП, который увеличился более чем в два раза с 14 МРП. Эта мера особенно благоприятна по отношению к гражданам с невысоким доходом. Также это избавит бухгалтеров в малом бизнесе и простых граждан от лишней бюрократии и сбора подтверждающих документов, упрощая тем самым взаимодействие с налоговыми органами.
Специальный налоговый режим
Переход от семи к трем специальным налоговым режимам упрощает налоговую системы для предпринимателей и облегчает им возможность выбора. Процесс выбора режима становится более простым и понятным. В свою очередь, для налоговых служб это снижает бюрократию и упрощает администрирование.
Если налогоплательщик, работающий в общеустановленном режиме, покупает товар или услугу у участника «спецрежима», то он не имеет право ставить себе на вычет такие расходы. Это поможет исключить риски использования специального налогового режима для налоговой оптимизации.
Новый спецрежим для самозанятых – очередной шаг к легализации экономики. Ранее отсутствие простого механизма налогообложения самозанятых граждан приводило к их социальной незащищенности. Часть самозанятых граждан находилась в ситуации налоговой неопределенности. Теперь введено фиксированное отчисление в размере 4%, которое позволяет без регистрации ИП официально подтверждать доходы, получать пенсию и социальное страхование.
Отмена ограничений по численности сотрудников и увеличение лимита доходов до 600 тыс. МРП устраняют искусственные барьеры роста малого бизнеса. Дополнительная гибкость в ставках (2–6%) позволит регионам более эффективно стимулировать местную предпринимательскую активность.
Введение запретительного списка видов деятельности, исключенных из спецрежимов, вместо разрешительных, делает для бизнеса понятными и более простыми сами специальные режимы, устраняя риски налоговой оптимизации. Таким образом, благодаря принципу «разрешено все, что не запрещено», создаются четкие и равные условия конкуренции для всех участников рынка. Бизнес получает больше свободы в выборе режимов.
Объединение режима упрощенной декларации и розничного налога устраняет дублирование и упрощает налоговые процедуры, повышая общую эффективность системы. Малому бизнесу становится легче ориентироваться в выборе режимов и условий.
Упразднение непопулярного СНР с фиксированным вычетом обусловлено его низкой востребованностью и высокой административной нагрузкой. Бизнесу предлагаются более современные и гибкие режимы, которые лучше отвечают текущим потребностям экономики.
Сохранение СНР для фермеров – поддержка стабильности сельского хозяйства. Отказ от отдельного единого земельного налога и переход на ставку 0,5% ИПН упрощают налоговый учет и делают процесс администрирования более прозрачным и простым. Это шаг к улучшению условий ведения сельского бизнеса без увеличения нагрузки.
Налогообложение государственных ценных бумаг
Введение налогообложения доходов от государственных и квазигосударственных ценных бумаг – международная практика, которая позволит получить дополнительный источник доходов в бюджет. Это шаг к тому, чтобы доходы с капитала справедливо облагались налогом.
Важно понимать, что держателями ГЦБ являются юридические лица – крупные инвесторы, которые получали дополнительный высокий инвестиционный доход без риска. Соответственно, предлагаемая мера обеспечит более справедливое распределение доходов.
Экспортно-кредитное агентство
Оптимизируется налогообложение Экспортно-кредитного агентства, оно становится более четким, понятным и приближенным к налогообложению страховых компаний.
В международной практике экспортно-кредитные агентства – это важный инструмент продвижения экспорта и поддержки отечественного бизнеса за рубежом. Оптимизация налогообложения ЭКА в целом повышает эффективность его деятельности.
КПН для банков
Для банков вводится новая ставка налога на прибыль в размере 25%. При этом кредитование бизнеса для развития предпринимательской деятельности будет по-прежнему облагаться по текущей ставке, чтобы поддержать реальный сектор. В целом, это обеспечивает более справедливое перераспределение налоговой нагрузки, способствует стимулированию реального сектора экономики и устойчивость финансовой системы.
Акцизы на энергетики
Следуя мировому опыту, Казахстан вводит акцизы на энергетические напитки. Помимо дополнительных доходов в бюджет, это мера, направленная на снижение потребления вредных продуктов и улучшение здоровья населения.
«Налоговый маневр» в нефтяной отрасли
Перенос налоговой нагрузки с экспортных платежей на добычу нефти позволит стабилизировать доходы бюджета и сделает налоговую систему более прозрачной и прогнозируемой. Это обеспечит условия для стабильного развития нефтяной отрасли.
Налоговые поступления в нефтяной отрасли становятся менее зависимыми от глобальной непредсказуемости и волатильности мировых цен на углеводороды. Они приводятся в прямую зависимость от производительности нефтяных компаний.
Усиление налогового администрирования
Изменения в налоговом администрировании усилят контроль над выполнением налоговых обязательств, снизят риск расширения теневой экономики и улучшат качество сбора налогов. Для этого используются современные возможности с использованием больших данных и других цифровых решений.
Новеллы в налоговом администрировании направлены на то, чтобы стимулировать налогоплательщиков самим соблюдать отраслевой коэффициент налоговой нагрузки и благодаря этому избегать дополнительных налоговых проверок.
Новый кодекс предусматривает масштабное упрощение налогового администрирования:
- на 30% меньше отчётности, на 20% меньше налогов,
- оптимизация налоговых льгот и сборов,
- новые подходы к налоговому администрированию: камеральный контроль будет носить предупредительный и поэтапный характер, упрощены процедуры взыскания налоговой задолженности, предоставления отсрочки и рассрочки. При незначительных суммах задолженности не будут блокироваться счета бизнеса. Уведомления и меры будут применяться поэтапно в зависимости от суммы долга.
Ключевые изменения:
- НДС: базовая ставка – 16%, сниженные ставки:
- 5% с 2026 года и 10% с 2027-го – для лекарств и медуслуг,
- 10% – для реализации отечественных периодических изданий,
- освобождение от НДС – для ГОБМП, ОСМС, археологии, книгопечатания.
- порог по обязательной регистрации по НДС снижен до 10 тыс. МРП (40 млн тенге).
Индивидуальный подоходный налог:
- освобождение пенсионных выплат из ЕНПФ,
- введение прогрессивной шкалы – 15% на доходы граждан выше 8 500 МРП в год и 15% – для дивидендов физ.лиц и доходов предпринимателей выше 230 000 МРП в год.
- увеличение социального вычета для лиц с инвалидностью – с 882 до 5 000 МРП,
- для фермеров с учетом сохранения льготы -70% на доходы свыше 230 000 МРП в год налог составит 4,5%.
Снижен транспортный налог для авто старше 10 лет.
Корпоративный подоходный налог:
- Базовая ставка – 20%,
Повышенные ставки:
- 25% – для банков (за исключением кредитования МСБ) и игорного бизнеса,
- 5% – с 2026 года и 10% с 2027-го – для организаций соцсферы,
- 3% – сохраняется для сельхозпроизводителей.
Налоги для бизнеса и инвесторов:
- сохраняются льготы по доходам от дивидендов по биржевым ценным бумагам,
- доходы от ценных бумаг холдинга «Байтерек» освобождены от КПН до 2031 года,
- предусмотрены льготы для переработки полезных ископаемых и геологоразведки, включая нулевой НДПИ на 5 лет для новых проектов.
Налог на роскошь
Вводится 10% акциз на дорогостоящие товары: автомобили стоимостью свыше 75 млн тенге, самолеты, яхты и катера — от 100 млн тенге, дорогой алкоголь и сигары. Повышается налог на имущество, если стоимость всех объектов недвижимости превышает 450 млн тенге. Маслихаты смогут увеличивать оценочную стоимость таких объектов до 50%.