Министерство транспорта РК инициировало процесс принудительного изъятия у частной компании — АО «Каскор-Транссервис» — магистральных железнодорожных путей, которые та эксплуатировала более двух десятилетий.
Формально — для передачи в госсобственность. Фактически — речь идёт о споре о праве, деньгах и влиянии, который некоторые органы стремятся закрыть от глаз общественности. Редакция SHYNDYK.KZ продолжает следить за громким конфликтом.
Юридические разногласия
АО «Каскор-Транссервис» основано в 1992 году и базируется на инфраструктуре, доставшейся от советского ПГМК, позднее преобразованного в акционерное общество «КАСКОР». С тех пор компания эксплуатировала железнодорожные пути, обеспечивая грузоперевозки в регионе.
Но в апреле 2025 года ситуация изменилась: Минтранс включил эти пути в перечень магистральной железнодорожной сети, которая по закону должна находиться исключительно в государственной собственности.
Минтранс требует от «Каскор-Транссервис» передать магистральные железнодорожные пути и сопутствующую инфраструктуру в собственность государства через уполномоченный орган — Комитет по государственному имуществу и приватизации Министерства финансов РК. АО «Каскор-Транссервис» — компания, зарегистрированная в 2004 году и оказывающая услуги по грузоперевозкам, наследует железнодорожные пути, изначально принадлежавшие государственному производственному объединению «Прикаспийский горно-металлургический комбинат» (ПГМК), преобразованному в 1992 году в акционерную компанию «КАСКОР».
В апреле 2025 года Минтранс утвердил приказ, включающий пути, которыми пользовалась «Каскор-Транссервис», в перечень магистральной железнодорожной сети — имущества, которое по закону не может находиться в частной собственности.
Министерство предложило компании оформить передачу путей в государственную собственность через национального управляющего холдинга, а затем Национальной компании «Қазақстан темір жолы» (НК КТЖ), которая является национальным оператором инфраструктуры.
В ответ «Каскор-Транссервис» заявил, что не обладает вещным правом на данные пути и, соответственно, не может их передавать. В официальном письме вице-министру транспорта Максату Калиакпарову компания подчеркнула:
«Ваша просьба не может быть адресована АО „Каскор-Транссервис“ в силу отсутствия у него вещного права обладания магистральной железнодорожной сетью. Мы не являемся собственниками магистральных железнодорожных путей».
Кроме того, компания отметила, что приказ Минтранса не содержит конкретных требований по передаче собственности, а лишь включает пути в магистральную сеть, не регулируя вопросы собственности.
«Каскор» также указал, что НК КТЖ давно эксплуатирует эти пути и даже перестал платить «Каскору» тарифы за их использование, что фактически свидетельствует о том, что пути находятся в ведении государства.
Правовые основания и судебное решение
Минтранс основывает свои требования на Законах Республики Казахстан «О транспорте» и «О железнодорожном транспорте», где чётко прописано, что магистральные железнодорожные сети не подлежат приватизации и должны находиться в государственной собственности.
В марте 2025 года специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области удовлетворил иск Минтранса и обязал АО «Каскор-Транссервис» передать магистральные железнодорожные пути, объекты и земельные участки под ними в республиканское государственное учреждение «Комитет по государственному имуществу и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан».
При изготовлении судебного акта суд допустил описки, указав неправильно год принятия решения и указав, что судебное разбирательство проводилось в открытом судебном заседании.
В соответствии с частью 2 статьи 235 Гражданского процессуального кодекса (ГПК), суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки.
Во вводной части решения специализированного межрайонного экономического суда Мангистауской области от 14 марта 2025 года говорится об исправлениях: год «2024» исправить на «2025», фразу «рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску» исправить на «рассмотрел в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску».
На определение может быть подана частная жалоба или ходатайство прокурора в течение 10 рабочих дней со дня изготовления определения в окончательной форме в Мангистауский областной суд через специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области.
Почему закрытое заседание по имущественному делу, не касающемуся гостайны? Почему допущены ошибки в дате решения и формулировках, которые суд позже попытался «исправить»? Все эти вопросы вызывают тревожные подозрения: не скрывается ли что-то более серьёзное? Обычно подобные дела проходят открыто, особенно если затрагивают государственные интересы. Закрытость и бюрократические неточности усиливают версию о попытке обойти публичный контроль.
Также «Каскор» отмечает, что АО «НК КТЖ» — национальный оператор — уже давно использует эти пути в своей деятельности. Более того, компания больше не платит «Каскору» тариф за их использование. Это, по мнению «Каскора», уже свидетельствует о том, что пути фактически находятся в ведении государства.
Конфликт дополняет и параллельная история с акциями. 16 мая 2025 года прокуратура Алматы добилась возврата 515 тысяч акций «Каскор-Транссервис», которые должны были перейти государству ещё в 2019 году. Согласно документам, они находились у иностранной компании, но оказались в руках казахстанского ТОО «Oil Stream» при не до конца понятных обстоятельствах.
Решением суда акции возвращены государству. Юридически — это завершение спорной сделки. Фактически — дополнительный инструмент давления на «Каскор», возможно, с целью полного вытеснения частной компании с рынка.
Если сложить воедино: включение путей в магистральную сеть, отказ признавать право собственности, параллельное дело с акциями, отказ от тарифных выплат, закрытые судебные заседания — всё это указывает на возможную координированную кампанию по «вытеснению» компании с инфраструктурного рынка.
Что говорит Конституция?
«Каскор-Транссервис» ссылается на Конституцию РК и гражданское законодательство, утверждая, что передача имущества в госсобственность возможна только при волеизъявлении собственника и через установленную законом процедуру. Компания подчёркивает, что если нормы права могут толковаться двояко, приоритет за Основным законом страны.
Кроме того, «Каскор» напоминает: передача имущества в госсобственность — это не просто подписать бумагу. Это должен делать именно собственник, в установленном законом порядке, через национального управляющего холдинга и с соблюдением всей процедуры.
Именно такую схему в юридической практике часто называют рейдерским захватом с использованием административного ресурса — когда органы власти инициируют формально законные, но фактически принудительные действия с целью перераспределения активов.
Конституция РК требует, чтобы изъятие имущества происходило на основании закона и с компенсацией. Представители «Каскор» подчёркивают: «Ни приказ Минтранса, ни действия НК КТЖ не соответствуют требованиям закона. Передача имущества должна быть добровольной и по процедуре».
Итоги и возможные последствия
Редакция SHYNDYK.KZ направила запрос в Минтранспорта по поводу конфликта вокруг железнодорожных путей. Судебное слушание по делу назначено на завтра, однако, почему-то пройдет в закрытом режиме. Официальных объяснений, почему заседание не будет открытым для общественности и прессы, пока нет. Возникает вопрос: связано ли это с государственной тайной, или же таким образом пытаются скрыть детали спора, который затрагивает важные национальные интересы? Будем внимательно следить за развитием событий.