Четверг, 5 июня, 2025
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира
TELEGRAM КАНАЛ SHYNDYK.KZ
  • Главная
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
No Result
View All Result
  • Главная
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
No Result
View All Result
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира
No Result
View All Result

Отжали вопреки Конституции? Как у «Каскор-Транссервис» забирают стратегические пути под видом возврата в госсобственность

В Мангистауской области разворачивается конфликт, который может стать прецедентом в истории казахстанской транспортной отрасли.

Азамат Ержанов Азамат Ержанов
03.06.2025
Новости
0
Отжали вопреки Конституции? Как у «Каскор-Транссервис» забирают стратегические пути под видом возврата в госсобственность

Министерство транспорта РК инициировало процесс принудительного изъятия у частной компании — АО «Каскор-Транссервис» — магистральных железнодорожных путей, которые та эксплуатировала более двух десятилетий.

Формально — для передачи в госсобственность. Фактически — речь идёт о споре о праве, деньгах и влиянии, который некоторые органы стремятся закрыть от глаз общественности. Редакция SHYNDYK.KZ продолжает следить за громким конфликтом.

Юридические разногласия

АО «Каскор-Транссервис» основано в 1992 году и базируется на инфраструктуре, доставшейся от советского ПГМК, позднее преобразованного в акционерное общество «КАСКОР». С тех пор компания эксплуатировала железнодорожные пути, обеспечивая грузоперевозки в регионе.

Но в апреле 2025 года ситуация изменилась: Минтранс включил эти пути в перечень магистральной железнодорожной сети, которая по закону должна находиться исключительно в государственной собственности.

Минтранс требует от «Каскор-Транссервис» передать магистральные железнодорожные пути и сопутствующую инфраструктуру в собственность государства через уполномоченный орган — Комитет по государственному имуществу и приватизации Министерства финансов РК. АО «Каскор-Транссервис» — компания, зарегистрированная в 2004 году и оказывающая услуги по грузоперевозкам, наследует железнодорожные пути, изначально принадлежавшие государственному производственному объединению «Прикаспийский горно-металлургический комбинат» (ПГМК), преобразованному в 1992 году в акционерную компанию «КАСКОР».

В апреле 2025 года Минтранс утвердил приказ, включающий пути, которыми пользовалась «Каскор-Транссервис», в перечень магистральной железнодорожной сети — имущества, которое по закону не может находиться в частной собственности.

Министерство предложило компании оформить передачу путей в государственную собственность через национального управляющего холдинга, а затем Национальной компании «Қазақстан темір жолы» (НК КТЖ), которая является национальным оператором инфраструктуры.

В ответ «Каскор-Транссервис» заявил, что не обладает вещным правом на данные пути и, соответственно, не может их передавать. В официальном письме вице-министру транспорта Максату Калиакпарову компания подчеркнула:

«Ваша просьба не может быть адресована АО „Каскор-Транссервис“ в силу отсутствия у него вещного права обладания магистральной железнодорожной сетью. Мы не являемся собственниками магистральных железнодорожных путей».

Кроме того, компания отметила, что приказ Минтранса не содержит конкретных требований по передаче собственности, а лишь включает пути в магистральную сеть, не регулируя вопросы собственности.

«Каскор» также указал, что НК КТЖ давно эксплуатирует эти пути и даже перестал платить «Каскору» тарифы за их использование, что фактически свидетельствует о том, что пути находятся в ведении государства.

Правовые основания и судебное решение

Минтранс основывает свои требования на Законах Республики Казахстан «О транспорте» и «О железнодорожном транспорте», где чётко прописано, что магистральные железнодорожные сети не подлежат приватизации и должны находиться в государственной собственности.

В марте 2025 года специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области удовлетворил иск Минтранса и обязал АО «Каскор-Транссервис» передать магистральные железнодорожные пути, объекты и земельные участки под ними в республиканское государственное учреждение «Комитет по государственному имуществу и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан».

При изготовлении судебного акта суд допустил описки, указав неправильно год принятия решения и указав, что судебное разбирательство проводилось в открытом судебном заседании.

В соответствии с частью 2 статьи 235 Гражданского процессуального кодекса (ГПК), суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки.

Во вводной части решения специализированного межрайонного экономического суда Мангистауской области от 14 марта 2025 года говорится об исправлениях: год «2024» исправить на «2025», фразу «рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску» исправить на «рассмотрел в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску».

На определение может быть подана частная жалоба или ходатайство прокурора в течение 10 рабочих дней со дня изготовления определения в окончательной форме в Мангистауский областной суд через специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области.

Почему закрытое заседание по имущественному делу, не касающемуся гостайны? Почему допущены ошибки в дате решения и формулировках, которые суд позже попытался «исправить»? Все эти вопросы вызывают тревожные подозрения: не скрывается ли что-то более серьёзное? Обычно подобные дела проходят открыто, особенно если затрагивают государственные интересы. Закрытость и бюрократические неточности усиливают версию о попытке обойти публичный контроль.

Также «Каскор» отмечает, что АО «НК КТЖ» — национальный оператор — уже давно использует эти пути в своей деятельности. Более того, компания больше не платит «Каскору» тариф за их использование. Это, по мнению «Каскора», уже свидетельствует о том, что пути фактически находятся в ведении государства.

Конфликт дополняет и параллельная история с акциями. 16 мая 2025 года прокуратура Алматы добилась возврата 515 тысяч акций «Каскор-Транссервис», которые должны были перейти государству ещё в 2019 году. Согласно документам, они находились у иностранной компании, но оказались в руках казахстанского ТОО «Oil Stream» при не до конца понятных обстоятельствах.

Решением суда акции возвращены государству. Юридически — это завершение спорной сделки. Фактически — дополнительный инструмент давления на «Каскор», возможно, с целью полного вытеснения частной компании с рынка.

Если сложить воедино: включение путей в магистральную сеть, отказ признавать право собственности, параллельное дело с акциями, отказ от тарифных выплат, закрытые судебные заседания — всё это указывает на возможную координированную кампанию по «вытеснению» компании с инфраструктурного рынка.

Что говорит Конституция?

«Каскор-Транссервис» ссылается на Конституцию РК и гражданское законодательство, утверждая, что передача имущества в госсобственность возможна только при волеизъявлении собственника и через установленную законом процедуру. Компания подчёркивает, что если нормы права могут толковаться двояко, приоритет за Основным законом страны.

Кроме того, «Каскор» напоминает: передача имущества в госсобственность — это не просто подписать бумагу. Это должен делать именно собственник, в установленном законом порядке, через национального управляющего холдинга и с соблюдением всей процедуры.

Именно такую схему в юридической практике часто называют рейдерским захватом с использованием административного ресурса — когда органы власти инициируют формально законные, но фактически принудительные действия с целью перераспределения активов.

Конституция РК требует, чтобы изъятие имущества происходило на основании закона и с компенсацией. Представители «Каскор» подчёркивают: «Ни приказ Минтранса, ни действия НК КТЖ не соответствуют требованиям закона. Передача имущества должна быть добровольной и по процедуре».

Итоги и возможные последствия

Редакция SHYNDYK.KZ направила запрос в Минтранспорта по поводу конфликта вокруг железнодорожных путей. Судебное слушание по делу назначено на завтра, однако, почему-то пройдет в закрытом режиме. Официальных объяснений, почему заседание не будет открытым для общественности и прессы, пока нет. Возникает вопрос: связано ли это с государственной тайной, или же таким образом пытаются скрыть детали спора, который затрагивает важные национальные интересы? Будем внимательно следить за развитием событий.

Теги: shyndykМангистаусуд
ShareTweetShareSendShare

Читайте также

Ержан Жанузаков
Новости

Суд вынес приговор обвиняемым в убийстве Шерзата Полата

05.06.2025
мужчина
Новости

Министр МЧС наградит мужчину, который спас от пожара ЖК «Алма Сити» в Алматы

05.06.2025
Ержан Жанузаков
Новости

Приговор по делу Шерзата Полата огласят 5 июня: что происходило в суде

05.06.2025

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Ержан Жанузаков

Суд вынес приговор обвиняемым в убийстве Шерзата Полата

05.06.2025
мужчина

Министр МЧС наградит мужчину, который спас от пожара ЖК «Алма Сити» в Алматы

05.06.2025
Ержан Жанузаков

Приговор по делу Шерзата Полата огласят 5 июня: что происходило в суде

05.06.2025
врачи

Двое умерли после укола: Минздрав начал проверку частных процедурных

05.06.2025
полиция

Несовершеннолетнюю выдали замуж за 38-летнего мужчину в Карагандинской области

05.06.2025
Жумабек Калдыбаев

В Алматы похоронили погибшего на стройке крановщика

05.06.2025
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ95VPY00116174 выдано 02.04.2025.

  • О проекте
  • Партнерство
  • Медиа-кит
  • Контакты
  • Предложить новости

Подпишитесь на нас

  • telegram
  • instagram
  • tiktok
  • facebook
  • youtube
Яндекс.Метрика

© 2025. Shyndyk.kz. Все права защищены
При использовании материалов Shyndyk.kz гиперссылка на веб-сайт обязательна

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

No Result
View All Result
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
  • Редакция
    • О проекте
    • Контакты
    • Предложить новости
  • Сотрудничество
    • Партнерство
    • Медиа-кит

© 2025. Shyndyk.kz. Все права защищены