Не так давно Алматы вновь оказался в эпицентре экологических дискуссий. На фоне того, что город недавно вошёл в топ-10 самых грязных мегаполисов мира, эксперты спорят о главных источниках загрязнения воздуха. В то время как часть экологов указывает на критические выбросы ТЭЦ и ГРЭС, другие уверены: ключевую роль играет автотранспорт и хронические пробки. Корреспондент SHYNDYK.KZ поговорил с экспертами и разобрался причинах грязного воздуха в мегаполисе.
Алматы — в топ-10 самых загрязнённых городов мира
Международные исследовательские сервисы несколько месяцев подряд фиксировали в Алматы опасный индекс качества воздуха AQI — от «вредного» до «очень вредного». На основании этих данных мегаполис вошёл в десятку самых загрязнённых городов мира.
Одно из исследований проводила Международная швейцарская компания IQAir — это глобальная платформа мониторинга качества воздуха, которая ведёт онлайн-рейтинг «The Most Polluted Large Cities in the World» по данным реального времени (AQI, PM2.5 и т.д.).
Вот что писали IQAir 16 сентября 2025 года: «Almaty among top 10 most polluted cities in the world» – Алматы оказался среди 10 самых загрязнённых крупных городов мира, а в конкретный момент занимал 2-е место в их глобальном рейтинге.
Экологи и архитекторы подчеркивают, что проблема комплексная: это и энергетика, и роза ветров, и плотность застройки, и транспортная ситуация.
Энергетические объекты вносят весомый вклад
Так, эколог Абай Ерекенов считает, что значительную долю загрязнения формируют теплоэлектростанции — как Алматинская ТЭЦ-2, так и ГРЭС, расположенная недалеко от мегаполиса в Алматинской области Илийском районе. По мнению эксперта, выбросы от ТЭЦ остаются существенными, кроме того ГРЭС загрязняет воздух не меньше, а порой и сильнее. Город, по его мнению, нуждается в модернизации энергетической инфраструктуры, включая переход на газ, но важны прозрачность проектов и отсутствие лоббистского давления со стороны строительных компаний и инвесторов.
90% загрязнения дают пробки
Совершенно иную позицию озвучивает председатель политической партии зелёных «Байтақ», эколог Азаматхан Амиртаев. По его словам, основная проблема — вовсе не ТЭЦ.
Эколог подчёркивает, что ключевым источником смога остаётся автотранспорт, а особенно — хронические заторы.
«Мы 100% знаем: минимум 90% выбросов в атмосферу идёт от автомашин. Эти пробки стоят с утра до вечера, и именно они формируют основной объём загрязнения», — говорит он.
Эколог напоминает, что ситуация в пандемию стала наглядным доказательством: ТЭЦ продолжали работать, но воздух в городе очистился.
«Помните время пандемии? Тогда ТЭЦ работала, все стационарные источники работали. Только машины не ездили. И город был чистым. Это прямое доказательство», — отмечает эколог.
Он соглашается, что ТЭЦ и ГРЭС вносят вклад, но считает, что вокруг их модернизации слишком много коммерческих интересов.
«Переход ТЭЦ на газ будет стоить около полутора миллиардов долларов. И это деньги из бюджета. Мне кажется, там стоят строительные компании, инвесторы, которые двигают этот проект», — подчёркивает он.
На его взгляд, приоритеты должны быть другими: надо бороться с пробками, ограничить въезд старых автомобилей, перевести автопарк на газ и увеличить электромобили, также повысить стандарт бензина до евроуровня и скорректировать городскую застройку, сохраняя ветровые коридоры.
О высотках и розе ветров: «так строить нельзя»
Ещё одна проблема, по мнению общественников и экспертов по Корректировке Генплана города Алматы в хаотичной застройке.
«Главная причина – увеличение количества жителей и автомашин, безобразно работающий общественный транспорт, а пробки – это вторичная причина. У людей нет хорошего качественного общественного транспорта, и они пересаживаются на личный автотранспорт, поэтому первая причина – хаотичная застройка. Высотки нельзя строить — они блокируют воздух. Надо наладить розу ветров и сохранять зелёные зоны», — говорит архитектор Валерия Букейханова.
По мнению профессора Казахской Архитектурно-строительной Академии, архитектора Павла Савранчука, основные загрязнители воздуха в городе — это ТЭЦ и «грязные» виды транспорта, помноженные на дефицит ветровой активности. Но есть ещё третий – частный сектор и мелкий производственный бизнес в нижней части города.
«Используя «подручные» источники тепла здесь в течение ночи формируется смоговый фронт, который затем вместе с осевшими выбросами ТЭЦ, не без помощи утреннего бриза, накрывает центральную и верхнюю часть города вплоть до Медеу и выше. Сюда же добавляется дневная активность транспортного трафика. Замечено, что смоговое облако окутывает район Орбиты уже к 11:00 утра. И вот тут, как косвенный негативный фактор, включается плотная высотная застройка. Она, как искусственный барьер, создает зоны уплотнения воздушного потока, формируя так называемые зоны ветровой тени. А это фактически хранилище смоговой взвеси и осадка», — рассказывает архитектор.
В то же время существуют прогрессивные градостроительные приемы, позволяющие регулировать скорость воздушного потока и его плотность. Но в условиях непродуманной хаотичной застройки, и особенно в верхней (не предгорной) и центральной части города об этом, по мнению архитектора, не думают.
Он считает, что проблему грязного воздуха нужно решать радикально, закладывая адекватные средства, которые сегодня уходят на ненужные ремонтные мероприятия.
«Это прежде всего перенос строительной активности в нижнюю часть города с реконструкцией частного сектора в средне этажную застройку. Затем максимальная электрофикация городского транспорта и возврещение и развитие трамвая. Скорейший перевод ТЭЦ на газ. А также ведение продуманного строительства с учетом практических методов повышения ветровой активности, благо таковых предостаточно», — отмечает Савранчук.
По мнению всех четырех экспертов, озеленение — важная часть решения, но оно не заменит реформы транспортной и градостроительной политики.
Пекин как пример: «Город на 25 миллионов — и нет пробок»
Азаматхан Амиртаев подчёркивает, что другие мегаполисы уже прошли путь, который Алматы пока только обсуждает.
«Я недавно был в Пекине. Представьте: город на 25 миллионов — и нет пробок. Как будто машин нет. Как они этого добились? Ответы очевидны: развитая инфраструктура и огромная доля электромобилей на дорогах», — рассказывает эколог.
Он считает, что Алматы вполне способен повторить такой опыт — при условии политической воли и комплексных решений.
В чем-то позиции экспертов расходятся, но все они одинаково считают, что проблема по загрязнению воздуха в Алматы не одна, поэтому городу для улучшения качества воздуха потребуется не один, а сразу несколько шагов — от новой транспортной политики и жёстких стандартов для автопарка до продуманной застройки и модернизации энергетики.









