Это масштабный ирригационный проект в северном Афганистане, начатый в 2022 году под руководством талибов. Планируется, что канал будет иметь длину 285 км, ширину 100 м и глубину 8,5 м. Он нужен для орошения около 550 тыс. гектаров пустынных земель.
Канал отводит воду из реки Амударья, которая является жизненно важным источником воды для стран ниже по течению, таких как Казахстан Узбекистан и Туркменистан. Ожидается, что канал может снизить объем воды, поступающей в эти страны, на 15–20%.
Для Казахстана, особенно на фоне восстановления Аральского моря, уменьшение стока Амударьи может усугубить экологические проблемы .
В 2018 году Агентство США по международному развитию (USAID) заказало технико-экономическое обоснование проекта канала. Проект заморозили после прихода в Афганистане к власти талибов.
Российское издание «Известия» со ссылкой на свои источники заявило, что заморозки проекта на самом деле не было. USAID продолжил финансирование строительства для сохранения рычагов давления на страны ЦА, в том числе и Казахстан.
Если не хватит воды, за нее начнется война
Сегодня, 15 мая, прошла пресс-конференция, посвященная этому вопросу.
По словам главы партии зеленых «BAITAQ» Азаматхана Амиртаева, 80% воды в Казахстан поступает из России, Узбекистана, Кыргызстана и Китая. Все эти страны готовы сесть за стол переговоров и работать по вопросам водоснабжения.
«Сегодня уже Афганистан устроит водный канал, 300-500 километров, и это вообще прямую воздействует на экосистему центральной Азии, особенно Узбекистан, а следовательно, на Казахстан», — сказал он.
Глава партии «BAITAQ» предупредил, что при отсутствии водных ресурсов, за нее начнется война.
«Поэтому мы этот вопрос поднимаем, мы доводим до нашего руководства и мы должны находить общий язык», — заявил Амиртаев.
Амиртаев подтвердил, что за строительством канала Куш-Тепа стоят США. К слову, на конференции присутствовали представители посольства США. Однако они заявили, что выступать не будут.
«Они сегодня только слушали. Сразу сказали: «мы не будем выступать». Это вызов для стран Центральной Азии, здесь мы однозначно должны находить решение. Мы должны думать, что будет через 10-20 лет», — подчеркнул эколог.
В заключение эколог призвал все стороны, включая Афганистан, сесть за стол переговоров и решить вопрос водообеспечения.