За последние два года в Казахстане суды вынесли целый ряд резонансных коррупционных приговоров – от районных акимов и начальников отделов до силовиков и топ-чиновников. SHYNDYK.KZ собрал расширенный антирейтинг: кто, за что именно осуждён, на какую сумму шли взятки и какое наказание назначил суд.
Бывший аким Илийского района Алматинской области Багдат Карасаев был признан виновным по ч.3 статьи 361 УК РК («Злоупотребление должностными полномочиями») и ч.3 статьи 364 УК РК («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»). Суд установил, что он, злоупотребляя полномочиями, незаконно предоставил ТОО земельный участок, покровительствовал компании при управлении полигоном ТБО и фактически участвовал в бизнесе, используя положение акима. Его осудили на 3 года и 3 месяца с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы и пожизненным запретом занимать должности в госорганах. Дело Карасаева — не типичное «взяточное». В нём нет подтверждённой суммы, назначенной как «взятка». Обвинения касались системных злоупотреблений, незаконной передаче имущества, незаконного бизнеса, а ущерб оценивался как экологический в размере 204 миллиона тенге.
Бывшего начальника Западного регионального управления военного следствия МВД РК Мухита Джавгашева и старшего следователя того же управления Асхата Садуакасова признали виновными также по статье 366 УК РК. Следствие установило, что они получили крупную взятку за «решение вопроса» по уголовному делу военнослужащего. При задержании у них изъяли 700 тысяч тенге и суд признал, что это была часть взятки. Изначально они требовали один миллион тенге, угрожая негативными последствиями, если не заплатит. Джавгашеву назначили 9 лет лишения свободы, Садуакасову — 8 лет, с лишением специальных званий и прав занимать должности в системе правоохранительных органов.
Бывший председатель Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ РК Дархан Абдикаримов также был осужден за взятку. Антикоррупционная служба установила, что Абдикаримов лоббировал победу ТОО «Агро-Сектор» в госзакупке услуг по поставке пестицидов для борьбы с саранчой на сумму госконтракта — около 78 миллионов тенге и за это потребовал и получил взятку в 4,4 миллиона тенге (примерно 5% от суммы контракта). Как было установлено судом, 2 миллиона тенге он получил через работника директора ТОО, ещё 2,4 миллиона тенге лично в кафе ТРЦ в Костанае — этот момент передачи попал на видео.
Он был признан виновным в получении взятки и приговорён к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении средней безопасности, с обращением суммы взятки 4,4 миллиона тенге в доход государства. Директор ТОО «Агро-Сектор» Сакен Оспанов получил 3 года лишения свободы за дачу взятки.
Руководитель отдела архитектуры и строительства Шалкарского района Актюбинской области Шуга Садуакасова, по данным суда, была признана виновной по пунктам 1, 4 ч.3 статьи 366 УК РК («Получение взятки, в том числе неоднократное и с вымогательством»). На суде было выяснено, что она получила взятки около 5 миллионов тенге — за беспрепятственное подписание актов выполненных работ по реконструкции водопровода в трёх сёлах, и ещё около 8 млн тенге — от другого ТОО за сопровождение проекта по инженерной инфраструктуре. Совокупно речь идёт примерно о 13,7 миллиона тенге взяток. Она получила 7 лет лишения свободы в колонии среднего режима, пожизненный запрет работать на госслужбе и обращение в доход государства 8,75 миллиона тенге, а также 5 миллионов тенге на счёте её подруги и ещё 2,25 миллиона тенге, признанных частью взятки. Это дело стало показательной историей о том, как районный отдел архитектуры превращается в «кассу» при крупных инфраструктурных проектах.
Бывший аким города Сатпаев Улытауской области Шапагат Аубакир (Аубакиров) был признан виновным по статье 366 ч. 2 УК РК — получение взятки в крупном размере и приговорён к 3 года 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима с пожизненным запретом занимать должности на госслужбе. Как было установлено судом, в феврале 2024 года он получил 10 миллионов тенге взятки от местного предпринимателя, который занимался содержанием дорог в городе. За деньги аким обещал увеличить сумму договора госзакупки по содержанию дорог и обеспечить благоприятные условия по контракту.
Его подчинённый — экс-руководитель управления культуры, развития языков и архивного дела Улытауской области Ануар Омар, как было установлено судом, действовал в сговоре и получили 2 миллиона тенге взятки от представителя подрядной организации. Омару и его подчинённому было назначено по 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы с лишением права занимать должности на госслужбе на определённый срок.
Экс-менеджер крупного ВИЭ-проекта (ветроэлектростанция на 50 МВт в Ерейментау) Елена Беленцева и юрист проекта Данияр Мергенбаев были признаны виновными в хищении миллиардов тенге, выделенных на строительство ветроэлектростанции (хищение в особо крупном размере). По приговору суда, хищение в этом деле составило 8,5 миллиардов тенге. Беленцева получила 8,5 года лишения свободы с лишением ордена «Құрмет», Мергенбаев — 6 лет 8 месяцев лишения свободы.
Эти коррупционные кейсы охватывают все уровни власти и разные ветви: исполнительную, силовую, квазигоссектор. Интересно, что за последние годы отслеживается тренд – районные чиновники и силовики чаще получают реальные сроки (7–9 лет) с конфискацией и пожизненным запретом на госслужбу, а фигуранты «верхнего уровня» (осужденные, например, несколькими годами ранее) могут получать условные сроки даже по тяжким статьям, что становится отдельным политико-правовым сюжетом.









