Сегодня в Астане собрались автовладельцы из разных регионов страны. Все они — участники программы легализации автомобилей с иностранными номерами. Однако теперь, по их словам, машины, которые они честно оформили, невозможно ни продать, ни переоформить, ни даже застраховать по всем правилам, передает SHYNDYK.KZ.
Вместо обещанной «упрощённой регистрации» водители столкнулись с новым списком ограничений и требований.
— В наших группах обычные водители. Президент сказал: закрывайте границу для нелегальных авто. Но почему до сих пор пропускают такие машины? — возмущается активист из Алматы Орынбай Абилдаев. — Кто-то ввозит по 15–20 машин и спокойно продаёт. А мы, простые покупатели, взяли их у перекупщиков и теперь не можем нормально ездить.
По его словам, в группе есть машины с номерами России, Армении, Кыргызстана и Монголии. Такие автомобили называют «воздухом» — их завозят без номеров, как запчасти, а затем получают местные.
Фархат Жансултан из Кызылорды отметил, что официальная таможенная очистка обошлась владельцам машин в 50 миллионов тенге: — Таможня оформляет авто за несколько дней. Стоимость — от 500 тысяч до 3,5 миллионов тенге. И даже после этого такие машины обходятся дешевле новых, цена которых превышает 10 миллионов.
Серик Калиев из Талдыкоргана считает, что Казахстану пора перенять зарубежный опыт: — Электрокары уже в продаже, а с регистрацией до сих пор хаос. В Грузии автохаб работает прозрачно. Почему у нас всё застопорено? Меня уже штрафовали, задерживали, дали 25 суток — просто за то, что говорю правду. А сейчас у всех здесь «административки» — мы лишь хотим донести до властей, что творится на рынке и на таможне.
О многочисленных юридических проблемах рассказал автоэксперт Гази Бесбаев. Он сотрудничает с 16 автосалонами в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях: — 30% авто, которые мне присылают на проверку, — с проблемами: двойники, аресты, долги. Люди узнают об этом только при продаже. Есть машины, растаможенные в 2023 году, но в базе они почему-то числятся как легализованные. Почему одним разрешено, а другим — нет?
На пресс-конференции владельцы злосчастных авто выдвинули ряд требований: снять ограничения на продажу и снятие с учёта легализованных авто, отменить задним числом утильсборы и плату за первичную регистрацию, разрешить оформление ОС ГПО, закрепить принцип «одна машина — одному человеку», упростить регистрацию для честных владельцев.
По мнению многих, нынешняя ситуация противоречит нормам Евразийского экономического союза, где декларируется свободное передвижение транспорта. На практике же казахстанцы сталкиваются с отказами, барьерами и бюрократией.
Автовладельцы заявили, что останавливаться не намерены. Они планируют обращаться в парламент, к руководству страны, а в случае игнорирования — подключать международные организации.