Пятница, 20 июня, 2025
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира
TELEGRAM КАНАЛ SHYNDYK.KZ
  • Главная
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
No Result
View All Result
  • Главная
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
No Result
View All Result
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира
No Result
View All Result

Зачем дети угоняют тачки и бьют друг друга? В стране кризис воспитания – психолог

В Казахстане растет тревога из-за всплеска девиантного поведения среди школьников. Драки с трагическим исходом, угоны автомобилей, аморальные ситуации с несовершеннолетними, конфликты между учениками и учителями – все это симптомы глубокого кризиса.

Азамат Ержанов Азамат Ержанов
18.06.2025
Новости, Общество
0
дети

SHYNDYK.KZ/ ИИ

Что происходит с системой воспитания? Где корни проблемы – в семьях, школах или особенностях поколения Z? Как вернуть нравственные ориентиры в образование? На эти вопросы в интервью для SHYNDYK.KZ отвечает Лейла Мирас – психолог, эксперт по работе с подростками.

– С каким кризисом мы столкнулись в сфере воспитания, в системе образования или, возможно, в самих семьях, где не хватает базового внимания, контроля и моральных ориентиров?

– Мы действительно столкнулись сейчас с кризисом. Причем кризис такой больше моральный, чем какой-то материальный. Дело в том, что он проходит на всех уровнях. То есть на уровнях семьи, как вы сказали. То есть смотрите, что происходит. У нас общество растит сейчас лидеров нации. А родители, они относятся к своим детям больше как стартапам или как проектам. То есть больше никто не видит в детях просто детей. У детей, как можно так сказать, что у них отсутствуют моральные ориентиры и опоры. Почему? Потому что те, кто могут дать моральные ориентиры и опоры, это родители. Родители очень сильно заняты в своем достигаторстве, достижении каких-то целей и так далее. И очень сильно упускают этот морально-нравственный комплекс или морально-нравственную часть, аспект воспитания именно с детей.

– Почему у детей нет моральных ориентиров? В чем причина?

– То есть не дают тот стержень, тот фундамент. То есть если в нашем поколении мы понимали, что хорошо, что плохо, то сейчас в этом поколении чаще всего и хорошо, и плохо зависит от ситуативного восприятия. То есть нету такого фундаментального, что честно, что не честно, что хорошо, что плохо. И вот эти фундаментальные понятия дают родители. То есть кризис в том, что у нас кризис родительства.

– Как вернуть родителям функцию воспитания?

– Нам нужно повернуть родителей лицом к детям, чтобы они взяли эту функцию именно воспитания и подарили им вот этот устойчивый образ моральный того, какой человек должен быть. То есть не относились к ребенку как к стартапу или как к проекту, не выполняли свою роль родителя функционально, а выполняли ее еще и эмоционально. Для этого на самом деле достаточно выделять всего лишь 5 минут в день, чтобы эмоционально сопроводить ребенка. Потому что дети, они чаще всего даже не распознают, какие они чувства испытывают. И единственное, которое они хорошо распознают, это агрессия. А агрессия, как разрядка, вот эти все, как вы говорите, конфликты и так далее, это единственное, что они вообще умеют проживать.

– Как родители могут эмоционально поддерживать детей?

– То есть просто спрашивали каждый день, какое чувство ты сегодня испытывал в школе. Не типа, как у тебя день прошел, что там, қалай сабақ?. А спрашивали, какое чувство ты сегодня испытывал в школе. Где ты во мне сегодня нуждался? Как я могу тебя защитить, если ты во мне нуждался? И давали вот такие опоры.

– Почему раньше таких проблем было меньше?

– Поколениями мы воспитывали детей общинами. То есть это всегда были расширенные семейные системы. Всегда были бабушки, дедушки, которые включены, соседи, всегда знали. И на то, чтобы эмоционально сопроводить одного ребенка, недостаточно только двух родителей. Всегда должны быть еще, чтобы ответить на все его вопросы, чтобы закрыть его потребности в обнимашках, эмоциональной включенности и участии, недостаточно. А у нас даже эти два родителя в этой квартире, которая там многоэтажки, и те не участвуют, потому что все время заняты.

– Какую роль играет школа в этом кризисе?

– В школе учителя и психологи очень сильно загружены бюрократией на сегодня. Потому что каждый день выходят новые программы, антибуллинговые, еще какая-то, еще какая-то. Это еще больше отчетов, еще больше документов. И очень мало времени остается на то, чтобы фейс-ту-фейс работать с ребенком. Помимо отчетов, очень важно, чтобы мы бюрократически разгрузили школы учителей и психологов, чтобы они поменьше заполняли отчеты и побольше могли эмоционально быть включены.

– Как улучшить работу школьных психологов?

– Плюс психообразовательную поддержку. У психологов в школах очень низкая зарплата. соответственно, психологи, которые работают с девиантным поведением, с суицидальным поведением, это всегда очень токсичный, очень высокий стресс. Не все выдерживают очень большая текучка кадров и так далее. Эти профессии должны хорошо оплачиваться, во-первых, и у них должно быть время на то, чтобы заниматься воспитательной функцией.

– Как наладить взаимодействие между семьей и школой?

– И третий момент – это нам нужно, чтобы эта система все-таки заработала, когда родители и школа вместе для ребенка. Вот этот треугольник – ребенок, родитель, школа, учитель. А у нас же как? У нас родители против школы, всегда школа виновата, у школы всегда родители виноваты, в семье не доглядели. И вот этот конфликт бесконечный. Просто скинуть на того, кто ответственный. А важно не искать ответственных. Все, если что-то случилось, все, виноваты все, мы все проиграли.

– Какой подход нужен, чтобы помочь ребенку?

– И школы, и родители мы все упустили. Просто взять в своей сфере и сказать, блин, он сделал это не специально, но мы где-то недоглядели, где-то недодали, где-то недолюбили, недоподдержали. И давайте вместе решать, как мы можем сейчас помочь этому ребенку. Не видеть в нем уже преступника, а понимать суть. Вот он сейчас, когда это делает, он в чем-то испытывает страдания, какие-то потребности у него не закрыты. Как мы можем как команда помочь этого ребенка вытащить?

– Какие меры нужны для профилактики девиантного поведения?

– Во-первых, если говорить про систему образования, то разгрузить от бюрократии и больше выделить доплат каких-то за воспитательные аспекты. И подготовка психологов, и хорошая качественная оплата. Что касается родителей, то я за это очень сильно топлю. Я спасаю детей от суицида. На сегодняшний день спасла больше 150 подростков. И просто остановилась считать, потому что их очень много. Вы знаете, мы входим в топ-10 стран мира по подростковому суициду. Официальная статистика меньше, но если посмотреть, то на самом деле мы до сих пор в топе. И чтобы это остановить на всех сферах, недостаточно просто учить психологов работать с суицидом. Мы тогда боремся с ветряными мельницами. Мы должны работать на профилактику. Чтобы просто дети не доходили до суицида и до девиантного поведения. Для этого нам нужно на всех уровнях открывать школы родителей.

– Почему поколение Z такое сложное?

– Поколение Z, оно другое. Почему другое? У них гораздо тоньше нервная система. То есть не меньше, не слабее, она тоньше. Они тоньше чувствуют, тоньше воспринимают, у них струны души тоньше. Второе, они родились уже в таком веке, где поток информации огромный. Они родились уже с телефоном в зубах, чтобы вы понимали. Если у нас интернет появился в 97 году, и то не в каждом доме, то сейчас они до 3-4 класса получают такой поток информации, как мы раньше к 40 годам.

– Как помочь детям справляться с информационным потоком?

– Забрать просто телефон – не работает, потому что тогда он будет непопулярен, с ним не будут дружить и так далее. Он будет не в ногу со временем. Но очень важно, чтобы у ребенка были смыслы. Тогда он не будет уходить в гаджеты, уходить в телефоны, привлекать внимание через девиантное поведение. Если у него образ папы и мамы, позитивный образ родителей доформирован, если он чувствует себя нужным, важным, хорошим, любимым просто так, не только потому, что он тихо сидит в садике или хорошо учится, а что его любят, даже если он ошибается, у него есть право на ошибку, то тогда ребенок справится с любым внешним стрессом, ему не нужно будет привлекать внимание через такое поведение.

– Как вернуть детям смыслы жизни?

– Для этого нужны школы родителей, которые бы обучали. Ну и последнее, что важно, у нас потеря смыслов. То есть наше поколение, оно какое-то потерянное. То есть все смыслы, которые я сейчас слышу, что у детей, что у взрослых своих клиентов, когда спрашиваю, у них есть смысл заработать много денег, стать успешными. Дети мне говорят, я хочу заработать миллион долларов, чтобы купить маме квартиру, маме машину. То есть у нас все заряжено на эти материальные ценности.

Кризис воспитания в Казахстане требует срочных мер. Родители должны повернуться лицом к детям, уделять время эмоциональной поддержке и формировать нравственный стержень. Школы нуждаются в разгрузке от бюрократии, а психологи – в достойной оплате и времени для работы с детьми. Только совместные усилия семьи, школы и общества помогут вернуть детям смыслы, любовь и право на ошибку, чтобы предотвратить девиантное поведение и трагедии.

Теги: shyndykдетиКазахстан
ShareTweetShareSendShare

Читайте также

Хакер
Новости

Утечка данных: источником может быть медицинская информационная система

19.06.2025
нефть
Новости

Повлияет ли конфликт между Ираном и Израилем на курс тенге

19.06.2025
логистика
Новости

Казахстан укрепляет позиции логистического хаба Евразии – СМИ

19.06.2025

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Хакер

Утечка данных: источником может быть медицинская информационная система

19.06.2025
нефть

Повлияет ли конфликт между Ираном и Израилем на курс тенге

19.06.2025
логистика

Казахстан укрепляет позиции логистического хаба Евразии – СМИ

19.06.2025
Тенге, нацфонд

Госдолг Казахстана превысил 31 трлн тенге: в Сенате предложили изменить лимиты

19.06.2025
инфляция

Инфляция снова растет — что говорит об этом Нацбанк и МНЭ

19.06.2025
Касым-Жомарт Токаев

Токаев осмотрел спортивный комплекс имени Бекзата Саттарханова в Астане

19.06.2025
Shyndyk.kz - Новости Казахстана и мира

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ95VPY00116174 выдано 02.04.2025.

  • О проекте
  • Партнерство
  • Медиа-кит
  • Контакты
  • Предложить новости

Подпишитесь на нас

  • telegram
  • instagram
  • tiktok
  • facebook
  • youtube
Яндекс.Метрика

© 2025. Shyndyk.kz. Все права защищены
При использовании материалов Shyndyk.kz гиперссылка на веб-сайт обязательна

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

No Result
View All Result
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Финансы и бизнес
    • Наука и медицина
    • Технологии
    • Происшествия
    • Культура и шоу-бизнес
    • Lifestyle
  • Интервью
  • Спецпроекты
  • Расследования
  • Shyndyk.TV
    • Видео
    • Программы
    • Подкасты
  • Редакция
    • О проекте
    • Контакты
    • Предложить новости
  • Сотрудничество
    • Партнерство
    • Медиа-кит

© 2025. Shyndyk.kz. Все права защищены