Медиарынок Казахстана поражён тяжёлой болезнью ― системным информационным рэкетом. Симптоматика представлена «журналистами» и «блогерами», торгующими распространением ложной информации на своих медиаресурсах.
Время настоящих журналистских расследований, основанных на фактах, кануло в лету, качественные материалы заменили оплаченные специфической клиентурой дезинформационные вбросы. Процесс прост: клиент приносит «хотелку», а «мастерская» шьёт из вранья и домыслов публичный материал. Разговор с исполнителями заказов сводится обычно к следующему: «Давайте обсудим, или я публикую» или «Я уберу публикацию, но это будет стоить энное количество тенге, или долларов».
Такие «журналисты» прикрываются лозунгами о «свободе слова», хотя на самом деле их грязной целью является получение полной свободы от ответственности, потому как полная свобода ими монетизирована до состояния высокодоходного промысла. Именно поэтому они сейчас и требуют декриминализации статьи 274 УК РК, пытаясь надавить на государственные органы и общество громкими лозунгами о «стране цензуры», так как им просто нужна легализация «черного пиара» и «джинсы».
Убрать уголовную статью ― всё равно что легализовать взятку, назвав её «административным стимулированием». Такая мера не является примером либерализации законодательства, это самая настоящая капитуляция государства перед шантажистами.
Давайте начистоту: закон карает не за «мнение» или «ошибку», он бьёт по заведомой лжи, нацеленной причинить существенный вред. Ключевое слово — «заведомой», то есть, когда автор знает, что врёт, но делает это за деньги, по злобе или ради забавы. Цель 274 статьи УК — защитить гражданина от превращения в разменную монету в игре медиакиллеров, то есть защитить вашу репутацию, вашу работу, вашу семью от одного звонка «журналисту», от вашего недоброжелателя.
Административный штраф за распространение заведомо ложной информации? Грамотные люди понимают, насколько это смехотворно. Тем самым медиарэкитеры пытаются легализовать тариф на разрушение жизни. Представьте ситуацию, что некий Telegram-канал за 2 млн тенге публикует сфабрикованную историю о вашей «нечестности», «изменах», «связях», «сексуальной ориентации» или даже о якобы «совершенных вами преступлениях». Вас увольняют с работы. Ваши дети становятся изгоями в школе. Ваш брак трещит по швам. Весь интернет склоняет ваше имя, вам начинают звонить с угрозами, с оскорблениями. Сколько таких случаев мы наблюдаем последнее время…
А автор материала, получив деньги и штраф, скажем, в 10 МРП, идёт выполнять следующий «заказ». Его не волнует ваша судьба, ваша репутация, он просто зарабатывает на торговле своим инфоресурсом. А человек, чья жизнь может быть разрушена, ещё должен будет бегать по судам годами и доказывать, что он пострадал. При этом главным фейком остаётся миф о «свободном мире», где можно врать безнаказанно.
Цивилизованные страны, на которые так любят ссылаться наши доморощенные либералы, как раз ужесточают ответственность за деструктивную ложь. В Сингапуре за целенаправленную дезинформацию можно сесть на 10 лет. В США ФБР возбуждает уголовные дела за дезинформацию, влияющую на национальную безопасность. Потому что ложь, сеющая хаос и разрушающая жизни, — не мнение, а преступление. Только у нас подобную позицию почему-то упорно называют «цензурой». И не нужно этого вранья про выбор между «свободой» и «репрессиями». Выбор сейчас стоит между правом граждан на защиту от целевого информационного уничтожения и правом медиарэкетира безнаказанно это уничтожение совершать.
Требование декриминализовать 274-ю статью — это защита корыстных интересов медиарэкетиров. Это сигнал: «Травите людей на здоровье, максимум — откупитесь мелким штрафом».
Сохранить уголовную статью — значит, сохранить последний значимый барьер на пути тотальной криминализации информационного поля. Это вопрос не идеологии, а базовой безопасности каждого, кто может однажды стать мишенью для того, у кого есть Telegram-канал, интернет-ресурс, но нет совести. Информационное пространство должно быть оздоровлено. И начинается это с простого принципа: за сломанную жизнь должна следовать уголовная ответственность.
Авторская колонка главного редактора Газизы Раимбек









