Алматы — город невероятной красоты. С одной стороны — гордость и туристическая жемчужина Казахстана, с другой — потенциальный эпицентр одной из крупнейших катастроф в истории региона. Город стоит прямо на сейсмоопасных разломах. И хотя разрушительные землетрясения случаются не каждый день, угроза реальна, причём не только от дрожащей земли, сообщает SHYNDYK.KZ.
Подземные толчки могут спровоцировать обрушение зданий, техногенные аварии на промышленных объектах, а также прорыв горных морённых озёр, одно из которых, по мнению специалистов, при определённых условиях способно затопить часть города.
Редакция SHYNDYK.KZ попыталась выяснить, насколько на самом деле Алматы готов к крупному землетрясению?
Моренные озёра, расположенные высоко в горах, — одна из самых недооценённых угроз. Таких озёр вокруг Алматы более десятка, но особую тревогу вызывает озеро имени Маншук Маметовой, известное под кодовым названием «озеро №6». Существует мнение, что его прорыв может вызвать масштабный сход селя, угрожающий целым районам города.
Улан Жумаев, глава управления ГУ «КазСелезащита», уверяет, что ситуацию держат под контролем:
— Мы ежегодно снижаем уровень воды в моренных озёрах до безопасных отметок. Например, если в озере около 500 тысяч кубометров, мы откачиваем до 150–200 тысяч. Это делается до начала селеопасного периода.
По его словам, плотины, построенные в Аюсае и на Большом Алматинском озере, способны сдержать селевые потоки в объёмах до 1,3 и 14,5 млн кубометров. Причём они рассчитаны на землетрясения мощностью до 12 баллов.
Что касается «озера №6», то здесь построены сразу две защитные плотины — Медеу и Мың жылқы. Они призваны удержать селевой поток в случае прорыва.
«Ситуация под контролем. Мы следим за уровнем воды ежедневно. Горожане и туристы могут спать спокойно», — утверждает Жумаев.
Несмотря на уверения специалистов, угроза землетрясения — это не только геология. Это вопрос городской дисциплины и готовности. Как показал опыт, даже землетрясение в 5,5 баллов (январь прошлого года) привело к массовой панике.
Люди выбегали из домов, пытались уехать на автомобилях, блокировали дороги, создавая пробки, мешающие спецслужбам. Были случаи, когда в панике горожане выпрыгивали из окон, получая травмы.
Денис Ярцев, начальник управления по ликвидации последствий землетрясений ДЧС г. Алматы, подчёркивает:
— Алматы расположен в зоне возможных землетрясений до 12 баллов. Прогнозировать точное время подземных толчков невозможно ни в одной стране мира, даже в Японии. Поэтому ключ — это готовность населения и прочность зданий.
Алматы — не только город, но и промышленный мегаполис. А значит, потенциальный источник техногенных катастроф. Заводы, хранилища, водоочистные сооружения — всё это может стать эпицентром новой трагедии при мощном подземном ударе.
Куаныш Оспанов, начальник управления гражданской обороны, заверяет:
— Предприятия, где используется аммиак, находятся под постоянным контролем. Что касается хлора, чистый хлор в городе не используется, а хлорсодержащие препараты — в допустимых нормах.
Однако любой техногенный объект — это всё равно зона риска. Особенно при разрушениях.
Невидимый враг — перепланировки: когда жители рискуют жизнями. Ради увеличения площадей или под «евроремонт» бизнес и собственники нередко нарушают архитектурную целостность строений. Особенно это касается первых этажей, переоборудованных под магазины, салоны и рестораны. В случае сильного землетрясения первый этаж может просто сжаться, как пружина, не выдержав нагрузки. И всё здание обрушится сверху вниз.
Кто за это отвечает? Проводится ли контроль за перепланировками? Где надзор? Почему молчат госорганы?
Мы направили официальный запрос в Департамент градостроительства и архитектуры г. Алматы. Ответа не последовало.
Главный вопрос: “Кто даст разрешение строить в зоне риска?”
Алматы активно застраивается. Новые высотки появляются даже в зонах, где геологи и сейсмологи бьют тревогу. Кто выдаёт разрешения? Учитывается ли мнение экспертов? Вопросов больше, чем ответов…
До тех пор, пока ответственность за город делят между ведомствами, угроза остаётся не только реальной, но и управляемо опасной.
P.S.: Когда земля дрожит, счёт идёт на секунды. А ответственность — на годы.
Алматы нельзя спасти от землетрясения. Но можно спасти людей, если город будет строиться с умом, службы — работать с полной отдачей, а жители — знать, как действовать. Каждая снесённая несущая стена — это не просто ошибка. Это потенциальная братская могила.
Вопрос в том, успеем ли мы предотвратить катастрофу — или будем разбирать завалы и искать виновных?









