В предыдущем выпуске подкаста депутат Мажилиса Мурат Абенов рассказал о законе по защите прав потребителей. По задумке авторов проекта, этот закон будет защищать и получателей банковских услуг.
Эксперт по банковским вопросам Нуржан Биякаев также обратил внимание на проблемы с заемщиками. Он заявил о большом банковском лобби, которое есть и в судебной системе Казахстана.
— Как часто обращаются в суд, ну при защите своих вот именно прав казахстанца?
— Да, достаточно часто.
— И выигрывают?
— Есть и успешные кейсы, есть и противоположные. Это большая система и потом у нас есть понятие все-таки банковской лобби. Она присутствует даже и в судебной системе.
— Расскажите об этом подробнее. Какие-то важные кейсы и может быть полезные лайфхаки.
— На примере тех же незаконных комиссий составило очень много времени и труда доказать свою правоту. И потом, когда сложилась судебная практика, она распространялась не на все банки. У нас отдельной главой стоял Kaspi Bank в свое время. Для того, чтобы и Kaspi Bank подвести к этой практике, мне, наверное, понадобилось порядка трех лет. Хотя Kaspi Bank на тот период везде гремел по своим тоже незаконным комиссиям, у них было это.
И буквально в 2016-2017 годах на уровне Верховного суда мне удалось закрепить единственным решением, которое, опять же, было успешно удалено из судебной системы. Это была активная работа именно лобби Kaspi Bank для того, чтобы дальше это не распространялось, это вот один из кейсов.
Есть кейсы, их очень много в отношении субъектов МСБ, когда идут крупные разбирательства по банковскому рейдерству, по «отжатию» залоговых объектов. Даже дело алматинского стрелка Дужнова в отношении Bank Center Credit, это по сути вот этот есть кейс. Он везде, по всем фронтам проиграл. И это говорит о том, что банковское лобби, когда начинается судебный процесс, оно работает на опережение.
— На опережение, они уже заведомо знают, куда стрелять, да?
— Да… У нас в свое время АТФ банк незаконно за счет ежемесячных погашений применял незаконную курсовую разницу. И наварился за весь срок обслуживания только по основному обязательству на 315 млн тенге. АТФ банка сейчас нет, есть правообладатель Jusan Bank. С Jusan Bank нам сейчас приходится судиться, и, к сожалению, первые две инстанции, естественно, поддержали Jusan Bank.
Потому что в консолидации иск, он вышел там более миллиарда тенге. И такие кейсы, естественно, банки стараются не допускать. Если сейчас мы этот иск выиграем на стадии Верховного суда, представьте, какой будет резонанс.
— Но что делать гражданскому обществу, казахстанцам, для того, чтобы защищать свои права, а тому же малому среднему бизнесу? Это, опять же, касательно закона о защите прав потребителей? Все упирается в этот закон?
— Его нужно максимально расширять, конечно. Все, что будет садиться максимально в закон о банках, по защите прав потребителей. В нынешнем законе о банках практически нет ни одной статьи в защиту прав потребителей, заемщиков, юридических лиц. Все, что годами мы вносили изменения, там агентство (Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, — прим. ред.) вносило в час по чайной ложке, пока Мажилис утвердит, это вот защиту прав обычных заемщиков.
Отдельная статья у нас есть по заемщикам ипотечникам. Ни одной статьи нет в поддержку субъектов МСБ, ни одной нормальной статьи. Поэтому сейчас вот то, что будет вноситься в закон о банках, его надо синхронно засадить и касательно тех статей, которые нужны в закон о защите прав потребителей финансовых услуг. Будь то, допустим, заемщик физическое лицо, будь то заемщик или просто клиент в лице ИП, и будь то, допустим, юридическое лицо, крупное там, ТОО, АО и прочие организации.
Полное интервью смотрите здесь: